Ви є тут

Серийная идея и ее реализация в композиции Пьера Булеза

Автор: 
Иванова Ирина Викторовна
Тип роботи: 
кандидатская
Рік: 
2000
Кількість сторінок: 
336
Артикул:
1000297663
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ОГЛАВЛЕНИЕ
2
Введение.............................................................................................................................4
ЧАСТЬ 1. Серийная идея в инструментальном творчестве
П. Булеза......................................................................................11
ГЛАВА 1. Вторая соната для фортепиано: мотив, серия, инвариант.............................................13
1.1 Техника мотивной деривации...........................14
1.2 Серийные трансформации...............................26
1.3 Скрытые инварианты...................................35
ГЛАВА 2. «Структуры 1 в» для двух фортепиано: в лабиринтах
м узыкал ьно го стру ктурал изма..................................40
2.1 «Векторная композиция»: от идеи к реализации.........40
2.2 Трансформации на уровне серийного
первоисточника....................................43
2.3 Вариации на два типа серийной техники................49
2.4 Система серийного родства и скрытые инварианты.......60
ГЛАВА 3. «Структуры 2» для двух фортепиано: новые способы
серийной организации...........................................................................65
3.1 Обновление сериальных параметров................... 67
3.2 Мультипликация как основа новой иерархии.............78
3.3 От сегментов к мультиплицированным комплексам........84
ЧАСТЬ 2. «Кристаллизация» серийной идеи в вокальном
творчестве П. Булеза...........................................................................95
ГЛАВА 4. Ранние кантаты - «эпоха лирики» в творчестве Булеза . «Солнце вод»...................................................101
4.1 О поэтическом первоисточнике........................102
4.2 Строение серии и ее свойства........................106
4.3 Серия в вок&тьной партии..............................110
4.4 Серия в инструментальной партии.......................118
4.5 «Периодическая система» серийного родства.............120
ГЛАВА 5. Вторая импровизация па Малларме: от «неистового
ремесла» к спокойствию «высшей Игры»...............................122
5.1 Поэтический первоисточник и строение
композиции........................................123
5.2 Строение серии и ее свойства..........................129
5.3 Серийные трансформации................................135
Заключение.........................................................155
Источники и цитируемая литература..................................158
Приложения
I. П. Булез “Конструируя импровизацию” (перевод
И.Ивановой)........................................................173
II. Главы «Музыкальное пространство» и “Музыкальный
синтаксис” из книги “Музыкальное мышление сегодня”(псревод И.Ивановой)........................................................191
III. II. Булез «Раскрытие системы» (перевод И.Ивановой)........263
IV. Р.Шар «Жалоба влюбленной ящерицы»
(перевод И.Ивановой)...............................................294
V. С. М&эларме. «Рвется кружево...» (версии переводов).......296
VI. Вторая соната (фрагмент нотного текста)...................301
VII. “Структуры 1а”, “Структуры 1 в”(фрагменты нотного текста)305
VIII.“Структуры 2”(фрагмент нотного текста)....................311
IX. “Солнце вод”(фрагмент нотного текста)......................313
X. “Вторая импровизация на Малларме” (фрагмент партитуры). ..317
В шестом ряду мы опять наблюдаем обособленное изложение первого сегмента и другой вариант смешения звуков остальных сегментов. В данном случае, они образуют шестизвучную вертикаль. Пример 21.
В седьмом ряду опять восстанавливается целостность сегментов, но нарушен их порядок: два первых - по бокам, два последних ~ в середине. Этот ряд связан «мостом» с восьмым рядом, основанным на той же высотной позиции Р8 В примере 22 эти два ряда даны вместе.
Пример 22.
1 2 2 Ч .5* 6 Ч л Д ‘<С « л!
12 2 4
(С << лі
В восьмом ряду мы видим очень прихотливую скрытую полифонию, в которой верхним голосом являются звуки второго сегмента, а нижнем -четвертого, а между ними - вставлен третий сегмент.
Дальнейшее развертывание кульминации представляет собой соединение четырех рядов (ряды 9-12), основанных на одной и той же высотной позиции Р6. Из них только последний содержит все звуки.
Последние пять звуков двенадцатого ряда являются «мостом» со следующим рядом. Тринадцатый ряд открывает группу из трех рядов, основанных на позиции Рю. В нем образовались две зеркально симметричные группы со структурами 2.4 (в левой руке) и 4.2 (в правой руке). Эти структуры возникли благодаря перегруппировке сегментов.
Пример 24.