Ви є тут

Домровое исполнительское искусство: истоки, становление, тенденции развития

Автор: 
Скрябина Екатерина Германовна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2009
Артикул:
296647
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.........................................................3
Глава I. ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ЗАРОЖДЕНИЯ
ДОМРОВОГО ИСПОЛ1ЖГЕЛЬСТВА.......................................13
1Л. Происхождение, место и роль домры в народной
инструментал [»ной культуре.....................................13
1.2. Усовершенствование инструмента и возникновение
академических форм домрового исполнительства....................33
Глава II. ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ СТАНОВЛЕНИЯ ДОМРОВОГО ИСКУССТВА.............................................51
2.1. Становление искусства игры на домре в свете достижений отечественной практики и теории музыкального исполнительства в XX веке.......................................51
2.2. Раскрытие выразительных и виртуозных возможностей
домры в ранних сочинениях.......................................61
2.3. Домровые исполнительские школы: пути развития ........78
2.4. О проблемах развития домрового исполнительства
на современном этапе...........................................100
Глава III. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В СОЗДАНИИ ОРИГИНАЛЬНОГО ДОМРОВОГО РЕПЕРТУАРА И ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛНИ ГЕЛЬСТВ А..............................................127
3.1. Новый подход к преломлению фольклорного начала.......127
3.2. Расширение художественно-образного пространства
в исполнительском творчестве домристов.........................149
3.3. Обогащение темброво-колористических средств
домрового искусства............................................167
ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................192
ЛИТЕРАТУРА................................................198
ПРИЛОЖЕНИЕ (нотные примеры)...............................220
3
ВВЕДЕНИЕ
Одной из важнейших задач российского общества в XXI веке является духовное развитие народа, которое издревле во многом осуществлялось благодаря непосредственному общению личности с искусством, с богатейшей сферой художественного творчества, в частности, музыкального.
Музыка, обладающая высоким духовным содержанием, на протяжении всей истории цивилизации служит неизменной спутницей человека — той мощной силой, которая, воздействуя на его внутренний душевный мир, способствует становлению нравственных и этических качеств, эстетически воспитывает, обогащает творческий потенциал. Поэтому музыка в ряду искусств занимает особое положение в силу своей всепроникающей возможности тончайшего влияния на эмоциональный мир человека, его чувства и мысли, их претворение в поведении, общении с другими людьми и творческой деятельности.
Важнейшая роль в музыкальном искусстве принадлежит исполнительскому творчеству музыкантов, в результате которого музыка, музыкальные произведения анимируются, становятся реалиями звуковой действительности.
В XX веке музыкально-исполнительское искусство в известной мере обрело самостоятельный статус как особая область выявления художественно-творческих возможностей музыканта в плане самобытного истолкования (интерпретации) музыкальных произведений и виртуозного владения инструментом.
Народно-инструментальное искусство занимает значительное место не только среди различных видов музыкально-исполнительского искусства, но и в музыкальной культуре в целом. Во все времена оно было весьма заметным социокультурным явлением; сейчас же, в пору глубоких общественных пе-
26
Свидетельства исторических событий и рукописные памятники приводят к убеждению, что к началу XVIII столетия название «домра» практически совершенно пропадает из музыкального словаря русского народа, и одновременно с его исчезновением появляются первые упоминания о балалайках.
В условиях жестоких преследований скоморошьего искусства мастера, изготовлявшие домры, постепенно стали бросать свое ремесло, и народу волей-неволей приходилось делать музыкальные инструменты своими силами. В результате некоторые инструменты обретали более упрощенную форму, а в связи с этим — и другое название.
Так, например, домра все чаще и чаще стала изготовляться с треугольным кузовом вместо овального или круглого, потому что простому крестьянину было значительно легче сделать треугольный кузов, чем круглый или полукруглый. На таком инструменте стали играть, ударяя по всем струнам одновременно пальцами правой руки, то есть бряцая. Но в неумелых руках инструмент словно не ладился: вместо ясного звука получалось какое-то бренчанье. Вследствие этого инструмент стал называться брунь-кой,балабайкой,балалайкой.
Само же слово «балалайка», явившееся производным от слов «балагур», «балакать», «балаболка», «баламут» и т.п., как указывает М.И. Имха-ницкий, несло в себе некий оттенок несерьезного времяпрепровождения. Именно такое объяснение этой замене дал Н.И. Привалов, крупный знаток народных инструментов, многолетний сподвижник В.В. Андреева (155, 19).
Согласно данным A.C. Фаминцына, последнее упоминание о домре встречается в памятнике XVIII века, а именно в находившемся в Румянцевском музее рукописном сборнике, датированном 1754 годом. Речь идет о работе А. Востокова «Описание русских и славянских рукописей Румянцевского музея» (1842, № 374, л. 259; см.: 192, 323). «Данные свидетельства, — пишет A.C. Фаминцын, — доказывают известную распространенность домры в России в течение XVII (отчасти и XVIII) столетия» (192, 323). Между
27
тем, первое из известных письменных упоминаний о балалайке, относящееся к 1688 году, содержится в документе под названием «Память из стрелецкого приказа в Малороссийский приказ», найденном в наши дни в Центральном Государственном Архиве древних актов СССР (см.: 215)..
Естественно, что само упоминание в письменных источниках не может служить точкой отсчета времени возникновения балалайки или исчезновения домры. Даты эти являются лишь условными вехами, обозначающими пределы их бытования в народной культуре.
Однако их сопоставление (1754-1688) говорит не в пользу приверженцев теории трансформации домры в балалайку, поскольку налицо доказательство существования этих двух инструментов в один и тот же исторический отрезок времени. Это предположение выдвинул А. Пересада в следующих словах: «балалайка хоть и родственна домре, что совершенно естественно вследствие их близкой исторической состыкованности, но все же эго инструмент самостоятельный, вызванный к жизни новыми процессами, происходившими в XVI—XVII веках в народном инструментарии» (147, 17). И далее: «Небезынтересен и тот факт, — подчеркивает А. Пересада, — что в исторических документах встречается упоминание о существовании домр различных размеров, в то время как о разновидностях балалаек не говорится нигде. Появление или отмирание тех или иных музыкальных инструментов, — разъясняет автор, — лежит в более глубоких пластах процесса мутации народного инструментализма и становления музыкальной культуры в целом. Смена склада фактурного изложения народной музыки, происходившая на рубеже XVI 1-ХVIII веков, не могла стать причиной исчезновения домры и появления балалайки как инструмента, её заменившего. Судя по вышеизложенному, балалайка уже существовала до этого не менее века» (147, 77).
Между тем, выдвинутую М. Имханицким совершенно противоположную гипотезу «о модификации домры в балалайку как эволюции единого грифного щипкового инструмента» могут подтвердить приведенные им в