Ви є тут

Взаимодействие немецкой и русской хоровой традиции в контексте культуры России XVII - XIX веков

Автор: 
Петри Эльвира Корнеевна
Тип роботи: 
диссертация кандидата искусствоведения
Рік: 
2005
Артикул:
172822
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ВВЕДЕНИЕ ....................................................3
Глава I. ФОРМИРОВАНИЕ НЕМЕЦКОГО НАСЕЛЕНИЯ РОССИИ В ИСТОРИЧЕСКОЙ ПЕРСПЕКТИВЕ................................... 14
Глава II. ХОРОВАЯ МУЗЫКА НЕМЕЦКИХ ПЕРЕСЕЛЕНЦЕВ
§ 1. Церковные певческие традиции Германии XVI-XVIII века.. 37
§ 2. Немецкое церковное хоровое пение в России............. 60
§ 3. Светская песенная традиция Германии и её адаптация в российской культуре................................................... 76
Глава III. ХАРАКТЕР И ПУТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ НЕМЕЦКОЙ И РУССКОЙ ХОРОВОЙ ТРАДИЦИИ
§ 1. Распространение немецкой музыки через официальные каналы
коммуникации...............................................110
§ 2. Общественные каналы распространения немецкой музыки...157
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.................................................192
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ..........................................197
НОТНЫЕ ИЗДАНИЯ..............................................206
ПРИЛОЖЕНИЕ
209
ВВЕДЕНИЕ
Настоящая диссертация посвящена проблемам взаимодействия немецкой и русской музыки на примере формирования и развития хорового искусства России XVII - XIX веков.
Актуальность выбранной темы обусловлена следующими причинами.
Тенденции глобализации культуры, в том числе и музыкальной, которые неоднозначно оцениваются в современном мире, побуждают исследователей разных стран уделять пристальное внимание проблемам соотношения «своего» и «чужого» в культуре, попыткам понять механизм заимствования «чужого» и процесса коммуникации в культуре. Исследовательский интерес обращается к тем периодам истории, когда подобные тенденции уже проявляли себя в той или иной мере. Делаются попытки прогнозирования дальнейшего развития возникшей ситуации. В русле всех этих проблем находится и данная диссертация, касаясь перечисленных вопросов в той или иной степени.
В отечественном музыкознании имеются «лакуны», образованные в силу идеологических и политических причин. К ним относилось долгое время всё, связанное с темой немцев в России. Первые научные работы по данной проблематике появились приблизительно в 70-80-е годы XIX века, например, «Наши колонии» А. Клауса (СПБ, 1869) и его же «Духовенство и школы в наших немецких колониях» (СПБ, 1869). Тематика подобных работ связана в первую очередь с экономикой - немецкие колонии юга России и Поволжья имели большое значение в качестве поставщиков зерна для внутренней и внешней торговли и являлись крупными землевладельцами. О культуре (и о музыке) из них можно получить лишь отдельные сведения, когда описывается быт колонистов. Число работ о немецких переселенцах возрастает на рубеже столетий (Постников В.Е. «Южно-русское крестьянское хозяйство», М., 1886, Штах Я. «Очерки из истории и современной жизни южно-русских колонистов», М., 1916 и др.). В
23
Правление Петра I знаменует новые, более интенсивные контакты с немцами для населения России. С основанием Петербурга они разворачиваются в Прибалтике. Предпосылки для этого имелись. Мы, заворожённые строками A.C. Пушкина: «На берегу пустынных волн...», упускаем из виду, что на месте современного Петербурга к середине XVII века находилось уже около 40 шведских поселений. Население Швеции включало шведов, финнов и немцев, но и славяне составляли его значительную часть. Русский язык в этом регионе был достаточно распространён. Крупным населённым пунктом, где проживали русские, был, например, город-крепость Ниеншанц в устье Невы, центр кораблестроения. В городе имелись шведский, финский, немецкий и православный приходы (с церквами). В 1625 году в Стокгольме даже была создана русская типография. В ней печатались лютеранские духовные книги (в русском переводе, славянским шрифтом). В первую очередь книги предназначались для православных священников, предпринималась попытка приобщения русского населения Швеции к лютеранству. Таким образом, контакты русского и немецкого населения здесь исторически сложились ещё до образования Петербурга.
Во время своего заграничного путешествия — «Великого посольства» 1697-1698 года - Петр I свёл дружбу с Августом II, королём польским и курфюстом саксонским, который склонил Петра к союзу с Данией, Польшей и Саксонией против Швеции. Имея многочисленную армию, но, собранную наспех, Петр потерпел поражение под Нарвой в 1700 году. («Армия мужиков» - отозвался о противниках Карл XII). В последующие 9 лет Петр сумел создать регулярную армию и флот, сильнейшие в Европе, разбить Карла II при Полтаве и завоевать Лифляндию, Эстляндию, остров Эзель, Ингерманландию и часть Финляндии (с Выборгом). Пленных, захваченных только в Полтавской битве, было 15 ООО. Пётр переселял их партиями по 100 человек в разные города Архангельской, Казанской и Астраханской губерний. 3000 пленных направили на работы в Воронеж, ещё несколько
24
групп - на освоение Сибири. Особым указом пленным разрешалось брать себе в жёны русских девушек с условием,
что те не должны менять свою веру и обязуются воспитывать детей в православии.
После окончания Северной войны на отошедших к России землях проводилась политика веротерпимости к местному населению. По условиям договора с Швецией репатриация населения теперь не допускалась: «а те, которые у одной или другой стороны службу приняли, или инако в землях одной или другой стороны остаться намерены будут: в том без изъятия всякую свободу и совершенную мочь иметь (будут)».20 Разрешалось функционирование протестантской церкви во всём этом регионе.
С этого времени многие немецкие дворяне Остзейских провинций делают карьеру при русском дворе - Бреверн (наместник Лифляндии), Бирон (обер-камергер), Сивере (тверской, затем новгородский губернатор), Остен-Сакен (посланник в Дании), Таблиц (тайный советник), фон Брин (губернатор Томска, Смоленска, Тобольска), фон дер Пален (генерал-губернатор Курляндии), Андрей фон Ливен (генерал-майор) и его сын Карл фон Ливен (член Государственного совета, попечитель Дерптского университета), Христофор фон Ливен (дипломат) и др.
Реформы Петра I коснулись буквально всех сторон российской жизни и не могли быть введены в действие без помощи иностранцев. В некоторых случаях их присутствие в органах управления власти было закреплено законодательно. Например, коллегии Петра, заменившие запутанную систему московских приказов, состояли из 11 членов: президента, вице-президента, 4-х советников и 4-х асессоров, к которым добавлялся один советник или асессор «из иностранцев». Проект административных реформ составили для царя немцы из Голштинии.
В 1702 году Петр 1 издал «Указ о вызове иностранцев в Россию с обещанием им свободы вероисповедания». Это был первый из ряда
20 G. Vernadsky. Political and Diplomatic History of Russia. London. 1936. Цит. по: ПушкарИв С.Г. Обэор русской истории. М., I991.C.229.