СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
Введение.....................................................................3
ава І.Семантические доминанты и ресурсы выразительности
в камерно-вокальном творчестве Шостаковича..............................14
1. Роль вокальности в творчестве Шостаковича...............................14
2. Национальные истоки в романсах Шостаковича и традиции русской вокальной композиторской школы......................................20
3. Лирико-философская и сатирическая концептуальность в
камерно- вокальном творчестве Шостаковича...............................32
а) Обзор камерно-вокального творчества.....................................34
б) Лирико-философская концептуальность “тайные знаки” композитора.........36
в) Сатирическая концептуальность и приемы “тайнописи”......................57
4. Театрализация камерно-вокальных произведений............................71
5. Особенности вокально-циклической формы..................................76
ава II. Интерпретация камерно-вокальных произведений Шостаковича как
творческий процесс.................................................... 85
1. К проблеме: композитор и интерпретатор.................................85
2. Воссоздание музыкально-поэтической концептуальности....................94
3. Зоны возможностей интерпретации.......................................115
ава III. Исполнительский анализ и проблемы профессиональной подготовки певцов к исполнению камерно-вокальных произведений Шостаковича....................138
1. К понятию метода исполнительского анализа (на примере камерновокального творчества Шостаковича)......................................138
2. Методические рекомендации по усвоению ладо-интонациои иого
языка камерно-вокатьного творчества Шостаковича.......................156
Заключение..................................................................168
Приложение 1. Литература....................................................178
Приложение 2. Дискография...................................................194
Приложение 3. Таблица к тексту работы.......................................196
Приложение 4. Нотные примеры................................................202
Приложение 5. Система упражнений............................................202
3
ВВЕДЕНИЕ
Классическое наследие Шостаковича образно называют «моментом истины», а самого композитора «совестью своего времени» (11, с.З), и это глубоко справедливо. Уходит XX век, наступает новая эра человечества. Позади столетие великих достижений в искусстве, как и бессчётное множество «провалов» - что останется в памяти потомков? Среди немногих композиторов имя Шостаковича, ег о творчество, несомненно, станут символом нашей эпохи, с её катаклизмами, жгучими противоречиями, трагическими коллизиями. «Шостакович жил бедами и болями своего времени, аккумулируя в себе, кажется, все его катастрофы. Его музыка - великий плач по человеческой судьбе в этом чудовищном по злодеяниям XX веке» (9, с. 16), - так пишет М.Арановский, обращая внимание на трагический пафос музыки композитора.
Великий симфонист, создавший монументальные музыкальные полотна, всегда тяготел к вокальному творчеству, словно то, что «зашифровано» в символах «чистой» звукописи, он хотел сказать языком, соединяющим слово и музыку. В этом Шостакович был последователем русских классиков, которые подняли камерный жанр до степени высокого художественного обобщения, обличая зло как вселенскую категорию и подвергая человеческую сущность глубочайшему анализу, вскрывая её противоречия и внутреннюю раздвоенность. В этом Шостаковичу не было равных.
Именно его камерно-вокальные произведения имеют не только лирическую направленность, изначально свойственную этому жанру, но и содержат широкий спектр образных пластов: злое шаржирование, насмешку над глупостью и мещанством, а в конечном итоге - разоблачение зла и утверждение вечных ценностей. Такая концептуальная направленность вокальной музыки композитора зачастую встречала и продолжает встречать непонимание слушателей и нередко высвечивает беспомощность исполнителей, которые не в состоянии раскрыть глубинную выразительную сущ-
20
§ 2. Национальные истоки в романсах Шостаковича и традиции русской вокальной композиторской школы.
Выявление свойств и методов творческой работы композитора с народным искусством - задача специальных исследований. Но несомненным является то, что каждый автор решает проблему «композитор и фольклор» по-своему, исходя из своих творческих концептуальных устремлений. В данном разделе мы обращаем внимание на некоторые специфические стороны претворения Шостаковичем в вокальных произведениях фольклорных элементов, что может помочь в решении вопросов интерпретации его музыки.
В книге «Композитор и фольклор» Г.Головинский выделяет два основных принципа претворении народного искусства: воссоздание и присвоение (52). По Г.Головинскому, «воссоздание» - это стремление воспроизвести не только образ, но и определённый фольклорный жанр в более или менее подлинном, близком к «натуре» виде. «Присвоение» заключается в подчинении народного напева или других фольклорных элементов к индивидуальному художественному замыслу...» (52, с. 51).
Безусловно, Шостакович как художник - явление интернациональное; но национальное в его творчестве - это глубинное претворение образов и черт характера народов, что делает его музыку близкой и понятной всем категориям слушателей. И здесь композитор выступает как ярко национальный творец, обобщая и развивая творческий опыт великих русских предшественников в обращении к фольклору.
Вокальные произведения композитора демонстрируют большую широту подхода к фольклорными источниками. Обратим внимание на то, что работа над вокальными произведениями с самых первых творческих опытов постепенно приводила Шостаковича к необходимости более глубокой и основательной разработки фольклорного материала.
21
Так, в 50-е годы он создаёт Десять русских народных песен (для хора, солистов и фортепиано), обработки греческих и русских песен для хора, «Испанские песни» для голоса и фортепиано. В начале 60-х годов пишет Увертюру на русские и киргизские народные темы. К тому же вспомним, что композитор принимает на себя обязанности председателя редакционного совета фундаментального издания «Собрания русских народных песен», первый том которого (1980 г.) посвящён былинам, духовным стихам и скоморошинам. Всё это не могло не сказаться на собственно вокальности произведений композитора, его глубинных связях с фольклорными истоками.
Принцип «воссоздания», воспроизведения национального колорита характерен для «Испанских песен» (соч. 100) и «Греческих песен» (1952 1953 гг.)1 Как известно, эти циклы были созданы на основе подлинного фольклорного материала. И хотя опыт общения Шостаковича с такого рода фольклором был сугубо косвенным (например, через «испанские» произведения Глинки, Римского-Корсакова и др.), но гениальное чутьё композитора позволило глубоко ощутить национальный характер и выразить его через «академическую» форму. Нам неизвестна «внутренняя» работа композитора с материалом, но думается, она далеко не формальна. Доказательство тому - такие произведения, как «Звёздочки», «Первая встреча», «Рондо» из «Испанских песен», «Золонго» из «Греческих песен». В этих сочинениях композитор отходит от куплетной структуры и создаёт развёрнутые динамизированные формы с удивительно яркой и многообразной фактурой сопровождения, где все музыкальные элементы участвуют в воссоздании национальной стихии, колорита. Аккорды гитарных переборов, воспроизведение остинатных аккомпанементов народных инструментальных ансамблей, страстные, устремлённые зовы мелодий, игра мажороминорных светотеней, фанфарные гимнические кличи, различные колори-
1 Опус не указан.
- Київ+380960830922