Ви є тут

Этнокультурные острова: пути музыкальной эволюции

Автор: 
Дорохова Екатерина Анатольевна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2008
Артикул:
279455
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 1
ГЛАВА 1. МУЗЫКАЛЬНО-ФОЛЬКЛОРНАЯ ТРАДИЦИЯ
КАК ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ НАУКЕ 13
‘ I' ' I '
' Представления о фольклорной традиции в гуманитарной
науке.............................................13
История изучения музыкально-фольклорных традиций как локальных систем традиционной музыкальной культуры.... 16 Методы изучения музыкально-фольклорных традиций и их
первичная типология............................... 22
Сравнительные исследования музыкально-фольклорных
традиций в отечественном этномузыкознании......... 28
Исследования историко-социального и этнографического контекстов музыкально-фольклорных традиций Южной
России.......................................... 31
Музыкально-фольклорные традиции как объект
междисциплинарного исследования................. 34
ГЛАВА 2. МУЗЫКАЛЬНО-ФОЛЬКЛОРНЫЕ ТРАДИЦИИ КУРСКОГО ПОСЕМЬЯ: СООТНОШЕНИЕ РЕГИОНАЛЬНЫХ И
УЗКОЛОКАЛЬНЫХ ЯВЛЕНИЙ................................. 38
Исторический контекст музыкально-фольклорных традиций
региона...........................................39
Этнографический контекст музыкально-фольклорных
традиций и система песенных жанров................42
Ритмическая организация напевов................. 58
Звуковысотная организация напевов................. 60
Выводы............................................ 66
V
ГЛАВА 3. МУЗЫКАЛЬНО-ФОЛЬКЛОРНАЯ ТРАДИЦИЯ ГОРЮНОВ В КОНТЕКСТЕ ВОСТОЧНОСЛАВЯНСКОЙ ТРАДИЦИОННОЙ
КУЛЬТУРЫ................................................. 70
Исторический контекст традиции....................71
Этнографический контекст традиции.............. 74
Ритмическая организация напевов................ 84
Звуковысотная организация напевов................. 93
Традиционная музыкальная культура горюнов
в сопоставлении с традициями южнорусского региона 102
Выводы............................................ 107
ГЛАВА 4. ТРАДИЦИОН1 ГАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА РУССКИХ ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ «ОСТРОВОВ» СЛОБОДСКОЙ
УКРАИНЫ.................................................. 110
Исторический контекст традиций.................... 111
Этнографический контекст традиций и система
музыкальных жанров................................ 116
Ритмическая организация напевов................... 133
Звуковысотная организация напевов................. 147
Выводы............................................ 168
ЗАКЛЮЧЕНИЕ............................................... 171
БИБЛИ01ТАФИЧЕСКИЙ СПИСОК................................. 180
СПИСОК СОКРАИЩНИЙ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ НАЗВАНИЙ 197
3
Следование структурно-типологическому методу предполагает рассмотрение синхронного среза локальной музыкально-фольклорной

традиции в двух аспектах: структурном и функциональном .
Структурный аспект включает исследование форм взаимосвязи компонентов внутренней организации текстов в их иерархическом соотношении: на уровне музыкального текста в целом - триады слово-музыка-хореография, а на собственно музыкальном уровне - ритмической и звуковысотной организации.
Функциональный аспект изучения традиции связан с рассмотрением различных сфер функционирования музыкальных текстов: ритуально-мифологической и социальной, соответственно которым выделяются группы культурных функций. На пересечении структурных и функциональных закономерностей образуется система музыкальных жанров, являющаяся одним из главных системообразующих компонентов традиции.
Исходя из этих базовых положений структурно-типологического метода, можно обозначить основные критерии систематизации музыкально-фольклорных традиций, которые определили порядок их описания в главах диссертации19.
Это, во-первых, этнографический контекст локальных музыкальнофольклорных систем, различие которого обусловлено множеством причин исторического, хозяйственного, конфессионального и др. характера;
во-вторых, система музыкальных жанров, сложившаяся в конкретной традиции и определяемая этнографическим контекстом (порождающим для музыкально-фольклорных текстов);
в-третьих, конкретный набор музыкально-ритмических и звуковысотных форм, характерных для каждого жанра местной традиции. При этом необходимо учитывать, что в наибольшей степени локальную специфику выявляют звуковысотные структуры, в то время как ритмические
18 См. об этом: Дорохова, Енговатова.
19 См.: Дорохова, Пашина 2005,62.
23
формы, как правило, интегрируют локальную традицию в культуру более обширного этнографического региона.
Четвертая группа критериев связана с этнографией исполнения музыкально-фольклорных произведений; с особенностями вокального и инструментального интонирования или артикуляции, к которым относятся и
тембровые характеристики, обусловленные акустическими условиями
~ 20 природной среды, свойствами языкового диалекта .
Одним из основных при определении специфики музыкально-фольклорной традиции является вопрос о формах выражения песенного жанра и жанровой системы в целом. С этой точки зрения для определения видов региональных песенных систем релевантными оказываются такие признаки, как выраженность жанра определенным количеством ритмических форм (например, количественная «избыточность» свойственна традициям позднего формирования либо сложившимся в зонах интерференции); наличие или отсутствие форм вторичной приуроченности напевов разных жанров и др.
Определение вида локальной музыкально-фольклорной системы предполагает не только рассмотрение принципов ее организации и структурных параметров, но и сопоставление с другими видами подобных систем. Таким образом, необходимой частью исследования является сравнительный анализ локальных систем традиционной музыкальной культуры, который должен проводиться не на уровне отдельных элементов системы, а на уровне общих системообразующих комплексов (системы музыкальных жанров, совокупности структурных типов и др.). При этом значимым оказывается не только наличие тех или иных принципов организации, но и та позиция, которую они занимают в конкретной системе. Это положение особенно важно, так как не только отдельные музыкальнопоэтические тексты, но и лежащие в их основе структурные закономерности
70 К сожалению, в экспедиционных материалах 1970-х- 1980-х годов сведения, касающихся этнографии исполнения, немногочисленны. К тому же в этномузыкологии пока не разработана система описания и классификации тембров и исполнительской артикуляции применительно к русскому фольклору. В связи с этим сведения по данной группе критериев приводились в главах диссертации не во всех случаях.
24