Ви є тут

Артур Шнабель в контексте фортепианной культуры первой половины XX века

Автор: 
Смирнова Марина Вениаминовна
Тип роботи: 
диссертация д-ра искусствоведения
Рік: 
2006
Артикул:
172754
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
Введение.
Обзор литературы и обоснование темы днсертации.......................6
РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ
АРТУР ШНАБЕЛЬ В КОНТЕКСТЕ СВОЕГО ВРЕМЕНИ............................24
ГЛАВА 1
Творческий путь музыканта и его эстетические взгляды................24
§ 1. Венский период. Формирование философско-эстетической позиции пианиста...........................................24
§ 2. Берлинский период. Расцвет концертной деятельности Шнабеля. Бетховенский и шубертовский юбилеи. Работа артиста в сфере звукозаписи. Камерное музицирование. Композиторские опыты 38
§ 3. Эмигрантский период. Педагогические принципы. Ревизия
философско-эстетически^ воззрений. Лекторская деятельность
как подведение итогов творческой деятельности..................61
ГЛАВА 2
Становление исполнительского мастерства пианиста....................76
§ 1. Шнабель как воспитанник школы Т. Лешетицкого. Приемы технической работы по методу Лешетицкого. Развитие идей Лешетицкого в педагогической деятельности Шнабеля. Воздействие на становление Шнабеля-пианиста идей анатомо-физиологической и психотехнической школ пианизма...............................80
§ 2. Взаимосвязь творческих установок Шнабеля-композитора и Шнабеля-интерпретатора.........................................95
§ 3. Формирование репертуарных принципов Шнабеля.Особенности составления пианистом концертных программ......................102
4
РАЗДЕЛ ВТОРОЙ
ШНАБЕЛЬ И ФОРТЕПИАННАЯ БЕТХОВЕНИАНА................................112
ГЛАВА 3
Шнабель - интерпретатор сочинений Бетховена........................ 112
§ 1. Новаторский подход пианиста к прочтению музыки Бетховена в контексте эстетических установок эпохи. Решение Шнабелем проблемы пространства-времени в интерпретации музыки Бетховена. Архитектонические решения пианиста..............................112
§ 2. Шнабель - интерпретатор 32-х сонат Бетховена как метацикла из семи концертов. Анализ закономерностей построения названного цикла..................................................... 117
ГЛАВА 4
Шнабель — редактор 32-х сонат Бетховена............................ 134
§ 1. Редакция Шнабеля в контексте прошлого и современности.
Основные установки Шнабеля-редактора............................134
§ 2. Анализ редакторских указаний Шнабеля:
1. Текстологические указания...............................140
2. Расшифровка мелизмов....................................150
3. Темповые характеристики.................................159
4. Метрономические указания................................163
5. Ферматы и люфтпаузы.................................... 192
6. Группировка тактов......................................200
7. Проблемы звуковедения...................................209
8. Педальные указания и аппликатура........................240
ГЛАВА 5
Сравнительный анализ интерпретаций Третьего фортепианного концерта Бетховена (А. Шнабель, Г. Гульд, К. Аррау, В. Кемпф) 261
.. [российская
41 ГОСУДАРСТВЕННАЯ
ВИВЛИОТЕКА
2.
Музыкальная жизнь Берлина была в эти годы поразительно богата. Концертами Берлинской филармонии дирижировал А. Никит (с ним Шнабель выступал ежегодно), во главе придворного симфонического оркестра стоял Ф. Вейнгартнер, главными дирижерами Берлинской придворной оперы были К. Мук и Р. Штраус. «Электра» Штрауса произвела на Шнабеля неизгладимое впечатление. Беседы с этим оригинально мыслящим композитором - иногда резким и саркастичным, - а также выступления с оркестром под его управлением Шнабель называл праздником.
В театрах и концертных залах Берлина выступали выдающиеся артисты мира. Многие называли берлинскую жизнь того времени перенасыщенной и даже пресыщенной, то есть грешившей изобилием и калейдоскопично-стью художественных впечатлений. В числе молодых пианистов, начинавших в те годы свою карьеру, выделялись М. Гамбург, О. Габрилович, И. Гофман, а также В. Бакхауз, которому едва минуло четырнадцать лет. На афишах постоянно появлялись все новые и новые имена.
Требования к пианисту, который захотел бы попробовать свои силы на концертной эстраде Берлина, были исключительно высоки. Тем не менее Шнабель, которому в ту пору не исполнилось еще семнадцати лет, превосходно выдержал это испытание. Активную помощь и поддержку в устройстве ангажементов оказал ему лучший импресарио Берлина Г. Вольф32. По воспоминаниям дочери Вольфа, среди всех молодых пианистов, которых слышал и карьере которых содействовал ее отец, Шнабель был наиболее выдающейся фигурой. Вольфу импонировали глубина и серьезность молодого пианиста, своеобразие его интеллекта33.
Первый концерт Шнабеля состоялся 10 октября 1898 года, программа его включала произведения И.С. Баха, Бетховена, Шуберта, Шумана и Брамса.
32 Среди музыкантов, сотрудничавших с Вольфом, можно назвать Ф. Листа, Р. Вагнера, И. Брамса, П. Чайковского, П. Йоахима, Г. Бюлова, А. Рубинштейна, П. Сарасате, А. Патти и мн. др.
33 Stakgardt-Wolf E. Wegleiter Grosser Musiker. Berlin, 1954. S. 120.
42
Весьма примечателен выбор авторов: ведь в дальнейшем именно исполнение их музыки принесло пианисту мировую славу. После первых успехов быстро растет известность артиста, расширяется география его выступлений, обогащается репертуар. До 1914 года пианист выступал главным образом в Германии, однако и в этот период он предпринял ряд гастрольных поездок, посетив Норвегию, Восточную Пруссию, Италию, Францию, Испанию. Он имел огромный успех в Англии, трижды посетил Россию и балтийские провинции.
Шнабелю были чужды честолюбивые устремления виртуоза-гастролера. Недоумение вызывал, например, тот факт, что после триумфа первых концертов Шнабель не устремился по пути приобретения мировой известности, как это сделали многие его соученики по классу Лешетицкого. В то время как М. Гамбург, О. Габрилович, И. Падеревский, И. Фридман завоевывали континент за континентом, Шнабель оставался верен своему призванию «музыканта», а не «пианиста», он сравнительно редко покидал пределы Германии, ограничиваясь концертами в небольших немецких городах. И это после блестящих выступлений с симфоническим оркестром под управлением таких дирижеров, как А. Никиш, Г. Рихтер, Р. Штраус! Поистине редкий случай в биографии концертирующего пианиста.
«Я изумительно провел первое десятилетие в Берлине», - вспоминал впоследствии Шнабель. На третьем году его жизни там к нему обратился концертмейстер берлинского филармонического оркестра А. Хеккинг с предложением создать трио. Партию скрипки во вновь созданном ансамбле взялся исполнять А. Виттенберг, один из лучших учеников Й. Иоахима. Руководство взял на себя антрепренер Вольф. За три года существования этого коллектива им была исполнена едва ли не вся классическая и романтическая литература для трио, а также очень большое количество современной музыки. Несмотря на то, что Шнабель по возрасту был значительно моложе своих коллег, именно он возглавил этот высоко-профессиональный коллектив.
В берлинский период Шнабелю посчастливилось играть с Иоахимом, с
Э. Изаи, выступить со знаменитым Чешским квартетом, в состав которого входили такие музыканты, как Й. Сук, И. Недбал. Знаменитый струнный квартет