Ви є тут

Московская консерватория в предвоенный период и в первые годы Великой Отечественной войны

Автор: 
Голубенко Святослав Сергеевич
Тип роботи: 
кандидатская
Рік: 
2011
Кількість сторінок: 
363
Артикул:
133569
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ъ
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. Московская консерватория
на рубеже 1930-х - 1940-х годов 14
Структура консерватории 15
Педагогический состав 37
Студенческий состав 45
Студенческая жизнь 49
Концертная деятельность 60
ГЛАВА II. Московская консерватория
в первые месяцы Великой Отечественной войны 67
Ополчение 67
Поименный список онолчснцев-консерваторцсв 81
Хроника первых военных дней 141
Структурные измене!I ия 155
Осень 1941 года. Заседание Художественного совета 8 октября 161
ГЛАВА UI. Московская консерватория: октябрь 1941 - 1942 год 194
Эвакуация 194
Концертная жизнь консерватории в первый год войны 203
Репертуар: причины изменений 217
Квартет имени Бетховена
в концертной жизни первого года войны 222
Московское отделение 231
Московская консерватория в Саратове 253
Конфликт Саратовского и Московского отделений 268
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 282
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ 288
ПРИЛОЖЕНИЯ 291
Приложение № 1 291
Приложение Лг2 2 297
Приложение Х9 3 302
Приложение № 4 322
Приложение № 5 324
Приложение № 6 328
БИБЛИОГРАФИЯ 336
В истории отечественного музыкального искусства собственно история Московской консерватории занимает особое место. Еще в 1944 году, в разгар Великой Отечественной войны, директор консерватории В. Я. Шебалин определил основную цель ее деятельности - быть «центром русской музыкальной культуры»1. «Если тебе случится побывать в Москве, - часто говорил мне отец, - обязательно загляни в консерваторию, из стен которой вышли замечательные русские композиторы и музыканты-исполнители», писал выдающийся дирижер Р. Кубелик, сын скрипача Я. Кубелика2. Истории консерватории посвящено немало работ, в которых последовательно и подробно исследованы многие яркие страницы ее замечательной биографии.
Так, в 1966 году, к 100-летию вуза вышли в свет два содержательных труда: «Московская консерватория 1866-1966»3 и «Воспоминания о
Московской консерватории»4. В первом представлена жизнедеятельность Московской консерватории за 100-летний период, обозначены основные вехи, связанные с ее развитием в каждый конкретный временной период и предложена периодизация, освещена работа всех факультетов, кафедр и классов. Особую фактологическую ценность изданию сообщает наличие списков педагогов, преподававших в МГК с 1866 но 1966 годы. Перечислены и все защищенные за этот период диссертационные исследования. В отдельную третью главу выделен военный период 1941-1945 годов.
Второе издание основано на воспоминаниях выпускников и педагогов МГК. Впервые в отдельную книгу были собраны мемуарные свидетельства о первых годах работы вуза, его великих основателях и замечательных профессорах. Отдельные очерки посвящены деятельности структурных подразделений вуза и его художественных коллективов, таких, как «Вокальная
1 См.: РГАЛИ. Ф. 2012, оп. 2, ед. хр. 77, л. 1 оборот.
г Цмт. по: РГАЛИ. Ф. 2012, оп. 2, ел. хр. 77, л.л. И, 12.
3 Московская консерватория. 1866-1966 / Редколл.: Л. С. Гинзбург, А. И. Кандинский, А. А. Николаев,
В. В. Протопопов, Н. В. Туманима (Рукавишникова). - М.: 1966. - 726 с.
4 Воспоминания о Московской консерватории. Сб. ст. / Сост. и комментарии Е. Н. Алексеева, Г. А. Прибегина. Рел. Н. В. Туманима. - М.: 1966. - 608 с.
35
Несмотря на псе недостатки работа студий не плохая. Необходимость подготовки национальных кадров, а также осуществление этой подготовки в центре сейчас, пока музыкальные училища в союзных республиках не достаточно сильны, эта подготовка в центре совершенно необходима, но организационные формы ее должны быть коренным образом пересмотрены1.
Руководство консерватории при тех задачах, которые на Консерваторию возлагаются и сложности всей структуры ВУЗа, не может должным образом и до конца руководить таким ответственным участком, каким является подготовка национальных кадров. С другой стороны ненормальным является то обстоятельство, изо каждая студия имеет свой административный аппарат, весьма дорого оплачиваемый, и подчиненный и консерватории по линии учебной, и по всем другим вопросам и непосредственно своей республике. Между тем, все национальные студии, наряду со своими специфически-национальными задачами подготовки музыкальных деятелей, имеют и общие для всех национальных студий задачи, и отдельные студии могли бы быть объединены для прохождения целого ряда предметов учебного плана. Объединено могло бы быть и руководство, и мы считаем совершенно своевременным поставить вопрос о реорганизации национальных студий и отделений при Московской консерватории в музыкальный институт национальностей, который будучи самостоятельным, мог бы быть связанным с консерваторией в части его педагогической и методической работы. Признавая огромную важность подготовки национальных кадров, Консерватория просит помочь ей добиться разрешения этого вопроса в Комитете по делам искусств. Союзные республики тратят на свои национальные студии такие средства, которые можно было бы с большей пользой истратить на организацию
1 Признавал огромную важность воспитания национальных кадров и следующий руководитель консерватории А. Б. Гольденвейзер: «Если нам удастся изыскать средства для найма помещения, то .мы и национальные студни и другие отделы сможем в новое помещение перевести, но надо учесть, что национальные студии имеют огромное политическое значение и ни в какой мерс консерватория не может отказаться от этой задачи, а должна гордиться тем, что ей принадлежит инициатива в этом деле». См.: Архив МГК № 192, св. 7, оп. 19, л. 13.
36
Института1»".
Статистика количества учащихся в Московской консерватории предвоенных лег показывает, что, студенты, обучающиеся на национальных отделениях, заканчивая 4 курс, в очень редких случаях переходили на основные факультеты и кафедры. Статистические таблицы по составу студентов консерватории указывают на то, что большая часть студентов национальных отделений прекращали учебу на 4 курсе. На 5 курсе в 1941 году учились только студенты башкирского и узбекского отделений. Кроме того, значительную часть составляли студенты подготовительного курса и совсем небольшую часть - внекурсники.
Таблица 3. Контингент учащихся национальных отделений МГК на 24 февраля 1941 года3_________________________________________________
Специальность Подготовительное отделение 1 курс 2 курс 3 курс 4 курс 5 курс Вне курса Всего
Ьашкпрскос отделение
Вокальное 7 7 2 6 6 9 1 | 37
Композит. 1 1 1 3 6
Дир.хор. 2 2
Дир. 1 1
Итого 7 8 3 9 9 10 46
Казахское отделение
Вокальное 4 2 11 4 6 27
Дир.хор. 2 1 3
Композит. 2 2 1 5
Ист.теор. 2 2
Итого 6 2 15 7 7 37
Киргизское отделение
Вокальное 2 4 6
Композит. 1 1 2
Дир.хор. 2 2
Итого 2 7 1 10
Осетинское отделение
Композит. 4 4
Вокальное 26 26
Итого 26 4 30
Туркменское отделение
Струнное 3 2 5
Духовое 5 3 1 9
Вокальное 23 5 1 4 33
Фортепианное 1 1 1 3
Дир.хор. I 1
Композит 1 і 1 2
1 Музыкальный Институт национальностей. К слону сказать, подобная структура организовалась п МГК лишь в июне 1949 года, когда все национальные студни официально были объединены в одно национальное отделение консерватории
2 См.: РГАЛИ. Ф. 962, оп. 4, ед. хр. 355, л.л. 12-16.
5 Таблица составлена по материалам: РГАЛИ. Ф. 658, оп. 18, ед. хр. 990, л.л. 39,41,43.