СОДЕРЖАНИЕ
Введение.......................................................... 3
Глава I. Музыкально-исторический контекст формирования японской композиторской школы (последняя четверть XIX в. - первая половина XX в.).
1. О периодизации процессов становления японской композиторской школы.............................................................. 50
2. Раннее новейшее время (эпоха Мэйдзи) и зарождение композиторского творчества в Японии................................................ 67
Глава П. Таки Рэнтаро (1879-1903) и становление японского композиторского творчества............................................... 152
Глава III. Позднее новейшее время в истории музыкальной культуры Японии.
1. Некоторые тенденции музыкальной культуры Японии 1910-1940-х гг. 216
2. Проблематика национального композиторского творчества в японской музыкальной периодике конца 1930-х гг............................. 234
Глава IV. Наследие композиторов «ямадовского круга» в развитии национального композиторского творчества.......................... 262
Глава V. Ямада Косаку (1886-1965). Жизнь и творчество.
1. Жизненный и творческий путь Ямады Косаку....................... 354
2. Ямада Косаку как музыкальный писатель и критик................. 413
Глава VI. Музыкальное наследие Ямады Косаку в контексте японского композиторского творчества.
1 .Черты композиторского почерка Ямады Косаку..................... 459
2. Вклад Ямады Косаку и его современников в формирование
национального композиторского стиля............................... 524
Заключение........................................................ 538
Примечания........................................................ 546
Использованная литература......................................... 605
Приложения
1. К описанию традиционной музыкальной культуры Японии в музыкознании...................................................... 3
2. Ямада Косаку в зеркале японской и зарубежной прессы............ 22
3. Творческие биографии японских композиторов..................... 35
4. Нотные примеры................................................. 70
5. Фотоиллюстрации................................................ 115
ВВЕДЕНИЕ
Японская композиторская школа завоевала к настоящему времени безусловный международный авторитет, ее вклад в мировое музыкальное наследие весьма внушителен1. Поскольку широкое признание за пределами страны эта национальная композиторская школа Азии получила после Второй мировой войны, то довольно многочисленные японские и западные музыковедческие труды, посвященные композиторскому творчеству Японии, охватывают явления почти исключительно последнего полувекового периода его расцвета2. При этом в тени осталась насыщенная яркими событиями история зарождения и становления японской композиторской школы, разворачивающаяся в период последних десятилетий XIX - первых десятилетий XX вв.3.
Однако значение данной эпохи чрезвычайно велико как в творче-
<
ском, так и в общекультурном отношениях. Именно тогда первыми японскими композиторами создавались сочинения, многие из которых постоянно исполняются в наши дни. Основополагающим представляется автору настоящей диссертации значение этого периода для всей дальнейшей культурной стратегии Японии, в том числе для развития «музыкальной культуры в широком смысле этого понятия, включающего многообразнейшие формы деятельности: сочинение музыки, се интерпретацию, ее функционирование <...>, систему музыкального образования и воспитания, <...> мысль о музыке» [198, с. 3]. Историко-культурный опыт рассматриваемого периода в деле музыкального строительства и творчества, несомненно, заслуживает всестороннего комплексного исследования.
76
российского и японского музыкознания к классификации явлений традиционного и нетрадиционного типа культур, что целесообразно принимать во внимание.
В связи с проблематикой диссертации имеет смысл обозначить еще одну специфическую классификацию японским музыкознанием явлений заимствования «западной музыки» в культуре эпохи Мэйдзи. Насколько известно13, она широко бытует в среде современных японских музыковедов и, что важно, находит воплощение в концепции учебных курсов истории отечественной музыки в музыкальных вузах Японии. Итак, в настоящее время в японском музыкознании общепризнанна следующая позиция: европейская музыка в период Мэйдзи осваивалась в стране четырьмя основными путями. Это: а) деятельность религиозных миссионсров-музыкантов; б) труд иностранных преподавателей музыки; в) реформа образования, в первую очередь, школьного; г) творчество первых национальных композиторов. Как писал в этой связи в 1975 г. Кинэя Масакуни, «политика правительства Мэйдзи, направленная на восприятие европейской культуры, оказала большое влияние на японскую систему культуры, в результате чего проявились различные новации, в особенности, в музыке: западная музыка воспринималась в системе школьного образования, высоко была оценена в военных оркестрах морских и сухопутных войск, коренным образом потрясла музыкальное сознание японцев, и вызвала направленность придавать слишком большое значение европейской музыке с той эпохи вплоть до настоящего времени - в течение 100 лет» [240, с. 33] (суждение японского музыковеда, выделенное нами курсивом, весьма показательно в свете неоднозначности восприятия общественностью страны «эпохи перемен» в музыкальном искусстве).
Поскольку представляемая концепция японского музыкознания до настоящего времени еще не находила отражения в отечественной литературе, она нуждается в аналитическом рассмотрении. Предварительно
77
отметим, что сведение всего многообразия методов институализации в Японии новой системы музыкальной культуры к «четырем способам», при чрезмерной упрощенности и схематизированности, несомненно, страдает также неверной расстановкой исторических фактов по принципу их значимости. Кроме того, эта позиция не отражает: а) руководящей роли государственной политики Мэйдзи в сфере искусства; б) черт традиционного японского менталитета, обеспечивших успешность проведенных сверху реформ. Предлагаемый ниже анализ имеющихся научных концепций российских и японских ученых, трактующих проблемы музыкального, социокультурного и духовного развития Японии рассматриваемого периода, служит обоснованию авторской позиции в решении этой проблемы.
Вначале рассмотрим названную концепцию, что попутно позволит бегло проследить начальные вехи процесса ознакомления мэйдзийской Японии с западной музыкальной культурой.
Первое положение этой концепции, показывающее значимость деятельности религиозных миссионеров-музыкантов в Японии, представляется отражением реальной культурно-исторической ситуации в стране последней трети XIX в. (в 1873 году в Японии был введен закон, отменявший сёгунский запрет XVII века на христианское вероучение), когда в течение короткого времени в страну прибыло большое число священнослужителей (по большей части католического и протестантского вероисповедания). Они привнесли в Японию вместе с религиозной обрядностью и музыкальное искусство христианского Запада, в силу чего деятельность христианских (в том числе православных) миссионеров, безусловно, следует оценить в качестве первой «ступеньки» к ознакомлению японцев с европейской музыкальной культурой. Из множества аргументов в пользу значимости этого явления в «эпоху заимствования» приведем лишь два факта, наиболее, на наш взгляд, показательных.
- Київ+380960830922