2
Оглавление
Введение..............................................................4
Глава 1.
Акустический Текст ребенка и подходы к его изучению
1. Феномен и понятие Акуст ического Текста ребенка...............24
2. Подходы к изучению ментального аспекта Акустического
Текста ребенка.................................................35
3. Подходы к изучению семантики Акустического Текста
ребенка........................................................44
4. Подходы к изучению синтактики Акустического Текста
ребенка........................................................55
5. Подходы к изучению прагматики Акустического Текста ребенка...........................................................61
Глава 2.
Ментальный аспект Акустического Текста ребенка
1. Ключевые параметры детского образа мира .....................80
2. Звучание в детском образе мира................................99
Глава 3.
Семантика Акустического Текста ребенка
1. Фонический план Акустического Текста ребенка и зона его значений...................................................146
2. Интонационный словарь Акустического Текста ребенка
и его семантическое пространство..............................164
Глава 4.
Синтактика Акустического Текста ребенка
1. Ритмика......................................................202
2. Звуковысотная организация....................................217
3. Синтаксис....................................................228
3
Глава 5.
Прагматика Акустического Текста ребенка
1. Акустический Текст ребенка в ритуализированном
контексте...................................................240
2. Акустический Текст ребенка в игровом и бытовом
контекстах..................................................259
Заключение.........................................................286
Библиографический список...........................................307
Рисунки............................................................338
Нотные примеры.....................................................347
79
13 Коммуникативные аспекты музыкальной деятельности довольно широко обсуждаются в музыковедении. Так, В.В. Медушсвским введено понятие «коммуникативный синтаксис», заключающее в себе «правила согласования художественных целей музыки с условиями ее бытования, исполнения, с законами восприятия» [215, с. 45]. В статье А.И. Климовицкого и
О.Б. Никитенко коммуникативный строй музыки интерпретируется как «идеальная модель общения, язык-общение, который вводит в память культуры живой мир “этоса и аффекта”» [239, с. 40-61].
14 В статье В.А. Ковшикова, где сравниваются вокализации здоровых детей и младенцев с симптомами экспрессивной алалии (поражением речевых зон головного мозга), обозначен более широкий спектр коммуникативных функций детской звуковой деятельности периода младенчества. Однако этот круг без труда приводится к названным нами функциям: апелля-тивная, волюнтативная, регулятивная = воздействия, эмотивная = эмотивная, фатическая = фатическая, информативная, номинативная = сообщения, деликтативная (игра со звуками) = поэтическая [164, с. 87].
15 Рассмотрению роли музыки в контексте мифопоэтического мышления и традиционного ритуала посвящен сборник: [85], а также работы: [121; 238, с. 74-90; 348, с. 149-151 и др.]. О специфике обрядовой артикуляции см.: [85, с. 60-62, 89-93; 348, с. 100-106; 386, с. 17; 411, Б. 14-16 и др.].
16 Этот обычай был распространен в традиционных культурах многих народов. По сведениям Д. Фрэзера, в подобных случаях палили из ружей, били в барабаны, трубили в рога, звенели колокольчиками, громыхали кастрюлями и т.п. [355, с. 531-532]. Участниками отгонных акций нередко становились дети [145, с. 141, 148, 210, 230; 146, с. 36, 163; 249, с. 25].
17 В игровом мире современного культурного сознания Ю.М. Лотман различает два лица куклы: «...одно манит в уютный мир детства, другое ассоциируется с псевдожизныо, мертвым движением, смертью, притворяющейся жизнью. Первое глядится в мир фольклора, сказки, примитива, второе напоминает о машинной цивилизации, отчуждении, двойничс-стве. Таков исходный материал “мифологии куклы”, с которым приходится иметь дело создателю куклы как произведения искусства» [201, с. 379].
80
Глава 2.
МЕНТАЛЬНЫЙ АСПЕКТ АКУСТИЧЕСКОГО ТЕКСТА РЕБЕНКА
1. Ключевые параметры детского образа мира
Сегодня стало аксиомой положение о мифопоэтическом характере детского образа мира, обсуждаемое в целом ряде исследований. По словам Ф. Дольто, «ребенок ориентируется в мифологии, как рыба в воде. Он бесконечно ее воссоздает. Это его первоначальный язык» [102, с. 173]. Правомерен вопрос: чем вызвана ориентация современного ребенка, познающего основы мироустройства, на мифологические законы? По-видимому, ответ кроется в особенностях детского мышления, инициирующих особое восприятие и воспроизведение детьми явлений реальной действительности.
Известно, что сам акт «умножения миров», создания обширного поля виртуальных реальностей, будь то сон, миф, игра, искусство или пространство телерекламы, универсален для людей всех возрастов и культур. Как установили ученые, специально исследовавшие названный феномен, это явление коренится в различной функциональной ориентированности полушарий головного мозга: правого - метафорического, диффузного и левого - рационального, линейного, дискретного. В результате, мозговой диалог, изначально данный человеку от природы, порождает двоякое прочтение и отражение им внешней и внутренней информации, формирует семиотический дуализм и провоцирует на создание все новых и новых параллельных миров, мультиплицирующих реальную действительность, придающих ей полноту и объемность [93; 372 и др.]1. Дуализм психической деятельности человека и вызываемое им постоянное присутствие в подобной деятельности образного компонента, находящегося в ведении правого полушария, в немалой степени стимулирует мифотворчество. Поскольку дети - существа преимущественно правополушарные, им свойственна особая предрасположенность к мифологизации фактов реальности. Процесс детского мифотворчества отмечен наибольшей интенсивностью в дошкольном возрасте, когда психические функции организма ребенка довольно активно регулируются сферой бессознательного - индивидуального и коллективного2. В определенной мере мифологическое восприятие мира сохраняется и у младших школьников, хотя благодаря приобретенному к этому времени когнитивному опыту и активно развивающемуся
- Київ+380960830922