Оглавление
Введение.....................................................2
Глава 1. Корейская национальная система музыки, ее исторический и теоретический аспекты............................9
§ 1. История корейской вокальной музыки......................9
§ 2. Корейский звукоряд, лад в его сопоставлении с корейской
системой.....................................................14
§ 3. Обобщенная схема и классификация корейской музыки, ее жанры и виды.................................................22
Глава 2. Корейский звук в системе вокально-инструментальных жанров......................................28
§ 1. Особенности корейской инструментальной музыки (Гугак) 28
§ 2. Корейские традиционные инструменты и вокал..............30
§ 3. Минё - народные корейские песни.........................38
§ 4. Пхансори — как художественный феномен корейской народной музыки...................................................48
§ 5. Дворцовая музыка........................................62
Глава 3. Эволюционный процесс корейской вокальной музыки в XX веке...............................................69
§1. Музыка и религия.........................................69
§2. Хоровое искусство........................................73
§3. Оперное искусство........................................81
Заключение...................................................85
Библиографии.................................................88
Приложение 1.................................................94
Приложение 2.................................................102
Приложение 3.................................................123
Введение
Окончание второй мировой войны (1945) привело к распаду Кореи на два самостоятельных государства - Корею Северную и Южную (Республика Корея), резко отличающихся друг от друга характером общественного строя и исторической судьбой. Южная Корея, ориентируясь на США и Западную Европу, быстро включилась в мировой художественный процесс. В стране создаются симфонические оркестры европейскою типа, в Сеуле открывается опера, отличающаяся яркими постановками мировых шедевров; организуются музыкальные заведения - школы с приглашением видных педагогов из разных стран (скрипачей, пианистов, вокалистов и др.); корейская молодежь получает образование в европейских консерваториях (Москва, Санкт-Петербург, Берлин, Париж, Рим и др.). Процесс культурного общения столь велик, что именно Сеул избирается местом проведения Восьмой Всемирной Олимпиады спортивных игр.
Вторая половина XX века породила новую Корею. Констатируя этот факт, корейские исследователи пишут: «В настоящее время в Корее функционируют две музыкальные культуры. Это, с одной стороны, общеевропейская музыка, с другой - корейская национальная, которую принято называть «Гугак», то есть родная музыка» [39, с. 22].
Но они же подчеркивают, что каждая мелодия может стать «Гугак», как в свое время стала китайская, обретшая в Корее свой национальный облик. В стране идет интенсивный процесс взаимодействия с европейской музыкой. В этих условиях сохранение национальной природы вокала, кардинально отличной от европейской, является актуальной задачей.
2
том числе и в сфере музыки. В исторических произведениях того времени сохранились сведения о том, что в Когурё существовали духовые, струнные и ударные инструменты, всего их насчитывалось 25; кроме того, в эпоху Когурё был впервые создан известный корейский музыкальный инструмент - КОМУНГО. В «Пукса» (история об ударных инструментах) сообщается, что во времена Трех государств жил музыкант Пак Хё, сочинивший ряд песен «Сонунсан», «Мудынсан», «Чонып», «Чирисан» и другие, тогда существовали такие инструменты, как КО, КАК, КОНХУ, ЧИ, ЧХОК и другие.
После VI века с возведением буддизма в ранг государственной религии его влияние стало значительным, но в тоже время буддизм еще не стал объектом поклонения многих людей. Религией масс он стал только в IX веке. В храмах с целью распространения и укрепления буддизма звучали песни, проповедующие буддийские догмы, буддийское учение. Они стали популярны в народе.
Несмотря на все большее распространение буддизма, шаманизм, который берет начало в первобытной религии, продолжал существовать. При совершении шаманских обрядов в действиях, призывающих духов, просьбах о счастье, отвращении беды, излечении от болезни стал приобретать влияние человек, имеющий властный облик и способность к предсказанию. В шаманском обряде был установлен определенный порядок действий, созданы виды музыки и подобраны слова, используемые в обряде. Появились шаманки (му-дан), которые руководили шаманским обрядом и музыкантами, исполнявшими шаманскую музыку. С этого момента шаманизм, в представлении людей стал ассоциироваться с шаманкой как с предсказателем, врачом, исцеляющим от болезни, желающей счастья.
Причиной широкого распространения среди народа шаманизма было то, что в первобытных верованиях смешались элементы
11
буддизма, конфуцианства, вера в небожителей, тотемизм и т.д., поскольку люди верили в существование духов, и их интересовала «жизнь» после смерти.
Шаманизм был распространен не только в народе. Во дворце тоже проводились шаманские обряды, например, для поддержания мирного правления государством совершались жертвоприношения духам земли; ежегодно в мае и октябре жертвы приносили и небу.
После объединения музыка Кореи развивалась как единая музыка, включавшая в себя музыку трех государств. Постепенно корейская музыка проникала в соседние государства, например в Японию.
В государство Пэкче впервые пришли из Китая буддизм и самый лучший в Корее театр масок «Сандэдокамгык», но примечательно то, что из Пэкче в Японию пришло театральное искусство «киак».
Напротив, в государстве Силла, которое было расположено на самом юге, и куда буддизм проник значительно позднее (520 г.), большой удельный вес занимала корейская музыка по сравнению с музыкой других стран, кроме музыки Тан, то есть китайской музыки, причиной этого было то, что из-за географических условий торговлю с другими государствами развивать было неудобно.
Приблизительно в IX веке была создана народная песня (каё), которая объединяла всех во время работы, но не осталось сведений о видах музыки, количестве музыкальных инструментов, манере исполнения, содержании песен, видах танцев и.т.п., сохранились лишь названия несен.
Во времена Силла произошло объединение трех государств в одно, были созданы блестящие образцы культуры и искусства. Новое развитие получило и музыкальное искусство. Тогда было созда-
12
- Київ+380960830922