ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение......................................................... 4
Глава I Основы китайского фортепианного образования...............13
1.1 Атмосфера традиционной музыкальной культуры...................13
1.2 Появление клавишных инструментов в Китае......................15
1.3.Этапы истории китайского фортепианного
образования......................................................19
1.3Л Китайское фортепианное образование в ранний период (конец 19-начало 20 вв.)....................................................19
1.3.2.Создание государственных музыкально-образовательных учреждений и фортепианное обучение в них (1919 - 1937)............20
1.3.3. Военные годы (1937-1949)...................................27
13.4. Первые 17 лет после образования КНР.........................31
1.3.5. Период «культурной революции» (1966-1976)..................40
1.3.6. 1980-е годы 20 века — новый этап развития китайского
фортепианного искусства. Небывалый «фортепианный бум».............41
Глава П. Становление и развитие китайского детского фортепианного образования.......................................................48
2.1 Детская фортепианная музыка китайских авторов до 1980-х годов.............................................................51
2.2 Фортепианное обучение и труды китайских педагогов по детской фортепианной музыке...............................................53
2.3.Китайскос детское фортепианное творчество 1980-х-2000-х годов.............................................................79
2.4 Специфические черты китайских фортепианных сочинений для детей ...........................................................96
2.5 Система образования в начале 21 века: государственные и частные
детские музыкальные школы.........................................98
Глава Ш. Исследование китайского детского фортепианного
образования в свете существующих
2
проблем...........................................................108*
3.1 План анкетирования и его проведение............................108
3.1.1 .Исходные вопросы. Масштаб' анкетирования и
выборка............................................................108
3.2 Общие итоги анкетирования. Его второй этап.....................111
3.2.1 Цель обучения музыке.........................................113
3.2.2 Процесс обучения.............................................115
3.2.3 Учителя, семья и родители. Причины ухода учащихся из Детской
школы искусств.....................................................121
3.2.4. Внешкольное детское музыкальное образование.................136
3.3 Итоговые выводы................................................138
3.4 Китайская детская фортепианная педагогика : проблемы: 21 века...............................................................141
3.4.1 Одностороннее понимание функции музыкального
воспитания.........................................................142
3.4.2 Нарушение закономерностей психического развития, детей и особенности обучения...............................................143
3.4.3 Игнорирование развития интереса к музыке, неуважение к активности детей...................................................145
3.4.4 Недостаточное понимание важности аттестации..................145
Заключение.........................................................148
Список литературы .................................................151
Приложение 1. Учебная программа по фортепианной специальности
начальной школы при Центральной консерватории......................164
Приложение 2. Учебная программа фортепианного отдела начальной
школы при Шанхайской консерватории.................................170
Приложение 3. Всекитайский детский фортепианный конкурс «Кубок Синхай» ...........................................................181
з
выше инструмент, подаренный императору Шэньцзуну итальянским миссионером М. Риччи в 1601 году. И третье: клавишные инструменты существовали и до Риччи. Об этом можно прочитать в книге Пей Хуашина «Записки проповедника католичества в Китае в 16 веке», на которую ссылается Лю Чи в статье «Когда клавикорд появился в Китае» [58,с.15]. Проанализировав все мнения, автор диссертации считает, что первое из указанных мнений безосновательно хотя бы потому, что самая ранняя запись о клавишных инструментах появилась в Европе в 1404 году, следовательно, в 1257 году о них не могло идти и речи, и реально в китайской исторической-хронике имелась в виду многострунная лютня. Что касается второю и третьего мнений, то и у этих версий, по нашему убеждению, нет достаточных документальных подтверждений, точных фактических материалов.
Об инструменте, завезенном Риччи в 1601 году и позднее утраченном, у каждого историка своё мнение. Музыковед У Сянсян в 1937 году писал,.что этот инструмент — вид арфы [122,с.21], музыковед Сюе Пэн называл его старым харпсихордом. В 80-е годы педагоги-музыканты Ван Пейюан и Ван Жоу считали привезенный Риччи инструмент харпсихордом, а Ин Фалу и Вэй, Тингэ — клавикордом [18,с.102]. В дневниках Риччи инструмент назван «Машсогсйо», то есть клавикорд [42,с.589]. В древнем Китае слово «клавикорд» и переводится по-разному, например, «Си Цин» (западный), «Фань Цин» (чужеземный), «Ян Цин» (изящный) «Я Цин» (импортный) и т.д. Так что, несмотря на свидетельства Риччи и ряд других сведений и суждений, этот вопрос до настоящего времени остается открытым.
Между китайской и европейской музыкальными культурами всегда существовали кардинальные различия. Длительное сохранение феодального строя, приверженность к специфическим национальным традициям не могли не сказываться на всех сторонах культурной жизни Китая. И появление клавирных инструментов вовсе не влияло на музыкальный климат страны в целом. Наверное, единственным человеком, который изучал игру на клавикордах и пользовался данным инструментом, был император Кан Си
17
(1662— 1722). Но на самом деле он занимался этим только из любопытства [83,с217]. В первой половине 19-го века музыкальное искусство Западной Европы уже вошло в свой золотой романтический период, а в Китае фортепиано не знали или почти не знали. Во всяком случае, не удается найти достоверных источников, которые опровергали бы этот факт.
В 1842 году началась «опиумная война». Юго-восточное приморье и большие торговые порты среднего и нижнего течения реки Янцзы были вынужденно открыты, и мноючисленные иностранные бизнесмены и миссионеры одни за другим стали приезжать в Китай. Торговцы, особенно англичане, жившие в районах концессии в открытых портовых городах, привезли с собой множество музыкальных инструментов. Послы иностранных государств преподносили фортепиано в подарок Дворцу. По историческим запискам, в старости императрицы Сыси в дворцах имелось несколько пианино. Одно из них, на котором играл последний император Пу И, было выставлено в 1990 году в «Музее Гугун» в Пекине.
Тогда же в портах Гуанчжоу, Нинбо, Шанхай были открыты магазины, где продавались фортепиано, скрипки и другие западные инструменты. Первый такой магазин MOUTR1E был открыт английским бизнесменом в Шанхае в 1850 году. Говорят, что еще раньше один предприимчивый английский коммерсант, учитывая популярность фортепиано в Европе, понадеялся на то, что даже если каждая десятая китайская семья купит инструмент, то Китай окажется большим рынком сбыта. Преодолев трудности далекого пути, он привел нагруженный инструментами караван в китайский порт. К сожалению, ни один китаец не поинтересовался доставленным товаром, ни один инструмент не был куплен, и весь необычный груз пришлось потопить в море. Пам трудно определить, правду ли рассказывает легенда, но этим можно подтвердить тот факт, что полуколониальный и полуфеодальный Китай вовсе не мог служить рынком сбыта фортепиапо.[59.с.28]
18
- Київ+380960830922