Ви є тут

Немецкие нотоиздатели Санкт-Петербурга конца XVIII - первой четверти XIX века

Автор: 
Пуртов Феликс Эрнестович
Тип роботи: 
кандидатская
Рік: 
2000
Кількість сторінок: 
287
Артикул:
1000306069
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
СОДЕРЖАНИЕ [.Введение 4-15
2.1 лава 1. Феномен немецкого потоиздатсля
и нототорговца в культурной жизни Санкт-I 1етербурга 16-47 §1.1. Профессия «издатель» 16-19
§1.2. Образование и художественные пристрастия
нотой здателей 19-23
§1.3. Издатели-композиторы 23-27
§ 1.4. Приезд в Россию и его мотивы 27-35
§1.5. Социальный стаз ус нотоиздагелей
и нототорговцев 35-39
§ 1.6. Динамика «жизни» нотных издательств и магазинов 39-47
3. Глава 2.1 [равовыс аспекты нотопечатания 48-62
§2.1. Цензурное законодательство в конце XVIII века 48-52 §2.2. Цензурное законодательство в первой
четверти XIX столетия 52-55
§2.3. Авторское право 56-62
4.1 лава 3. Типография и магазин 63-86
§3.1. Этапы производства и распространения нот 63-64
§3.2. Типографии (литографии) как начальная стадия
нотопечатания 64-67
§3.3. Магазин и ею местоположение в городе 67-71
§ 3.4. «Заемные» библиотеки 71-75
§ 3.5. Формы реализации нотной продукции 75-86
5. Глава 4. Реклама нотной продукции 87-115
§4.1. Объявления 87-94
§ 4.2. Росписи 94-98
§4.3. Катаj юги 98-115
6. Глава 5. Тираж и стоимость нотных изданий 116-125
7. Глава 6. Нотопечатная продукция и ее потребители 126-186 §6.1.0 покупателях и их вкусах 126-137
§ 6.2. Жанровая специфика нотной продукции 137-151
§6.3.11отные журналы 151-175
§ 6.4. Популярные песенники и сочинения на народные
темы 175-186
з
8. Заключение
9. Архивы
10. Периодика
11. Список использованной литературы
ПРИЛОЖЕНИЯ
1. «Магазин общеполезных знаний и изобретений»:
реконструкция последовательности нотных приложений
2. Крат кие биографические очерки о немецких
нотойзда гелях и нототорговцах
3. Нотопродавческий каталог Клос германа (1783)
4. Нотопродавческий каталог Лиснера (1820)
5. Таблица. Информация о деятельности немецких
нотоиздагелей и нототорговцев по материалам петербургских газет
187-191 і 92-194 195
196-214
215-217
218-228
229-235
236-243
244-287
27
стояла», «Как у наших у ворот», «Ты воспой жаворончик», «Возле речки, возле мосту», «Ты безщастный добрый молодец», «Не ходи Грицу на вечерицу», «Весела тогда бываю», «Улица, улица моя», «Ах! очи, вы очи», «По горам, по горам», «Веселая голова»). В Москве Шпревиц выполнил музыкальную редакцию для второго издания сборника «Древния Российския стихотворения» Кирши Данилова, в предисловии к которому издатель-редактор К.Калайдович так оценил его работу: «Нота стихотворений
скрипичная. Азбучныя ошибки ся исправлены Г.Шпрсвичсм (огцем), бывшим учителем музыки при Университетском Благородном пансионе. Знатоки находят в ней ириятныя тоны» (61, ХХХШ-ХШУ).
Упомянутые музыкальные произведения достаточно традиционны по языку и стилю, нотоиздатели работали в популярных в быту жанрах. Непосредственное участие в композиторском процессе помогало им вырабатывать критерии оценки опусов своих современников и предшественников, учило отбирать лучшее из предлагавшегося для печатания материала, что свидетельствовало об их профессионализме, высоко ценилось клиентами и получало благоприятные отклики в прессе.
§ 1.4. Приезд в Россию и его мотивы
Появление немецких нотоиздателей и нототорговцев в Санкт-Петербурге относится ко второй половине 1760-х годов. Постепенно к концу XVIII века они создали своеобразную национальную «цеховую» группу, занимавшую заметное положение почти до конца 1820-х годов. В их передвижении можно отметить два основных маршрута: 1) прямо из немецкоязычных земель
(небольшие германские государства, Австро-Венгрия) или через сопредельные территории; 2) через Прибалтику, где проживало много представителей немецкой диаспоры и связи с мегрополией были исторически сложившимися.
Причины переезда в Россию будущих нотоиздателей и нототорговцев различны: продолжение ранее начатой издательской и торговой деятельности (Динеман35, Край, Петер), длительные творческие контракты с Дирекцией Императорских театров, сугубо личные обстоятельства (стремление избежать ареста за долги, надежда на общественную карьеру) или иные поводы. Иногда они
35 Динеман в конце XVIII века основал издательство в Пените (Саксония), где публиковал помимо нот современных ему композиторов различные художественные книги. Местом издания обычно указывался у него еще Лейпциг (в ряде случаев - Петербург).
28
прибывали вместе с родителями или вслед приезжавшим ранее родственникам.
Весьма серьезные события заставили Брейткопфа несколько месяцев спустя после смерти умершей при родах молодой (первой) жены покинуть родной город и семейную фирму. Он оказался в руках ростовщиков и вынужден был скрываться от них. При содействии многочисленных друзей отца Брейткопф приехал вначале в Ригу, а затем (не позднее конца 1777 - первых чисел января 1778 года)-в Петербург.
Вейтбрехта выписали на должность заведующего иностранной книжной лавкой Петербургской Академии наук в 1765 году, с которой связана его деятельность первые годы пребывания в России (90, 39). Он прибыл через Францию с выданным в Версале за подписью французскою короля паспортом (46, 36).
Самая, пожалуй, авантюрная и романтическая биография у Гельда, создававшаяся им самим «перОхМ и шпагой». В 1783 году в возрасте семнадцати лег он после смерти отца вынужден был покинуть родину и искать счастье на чужбине - в Польше, где Гельда дружески принял соотечественник. «Его мастерство музыканта, приятная внешность и превосходные языковые таланты предоставили ему вскоре возможность войти в высшее общество и добраться до Санкт-Петербурга» (169, 600).
Гельд по приезде в Россию оказался в гуще различных событий. Поскольку началась очередная война с Турцией, он вступил в армию под предводительством светлейшего князя, генерал-фельдмаршала Г.А.Потемкина, участвовал в штурме Очакова (1788) и дослужился до чина старшего лейтенанта. После смерти покровительствовавшего ему Потемкина в 1791 году Гельд вернулся в Польшу, где успешно служил в королевской армии и через несколько лез получил звание майора, дворянский диплом и титул камергера двора.
Но счастье ему изменило. Очередной раздел Польши, участие в восстании Т.Косгюшко (1794) и пленение (два года у русских) привело к потере звания, состояния и средств к существованию. Наряду с другими поляками Гельд был освобожден по амнистии императора Павла I в 1797 году. С 1800 года он жил в Москве. «Волшебство его превосходного тенора, которое сочеталось одновременно с мастерской игрой как на английской гитаре, также как и на фортепиано, сделало его подобным настоящему Орфею, приобрело ему вскоре доступ, предупредительную любовь и очень прибыльные частные уроки во многих именитейших домах Москвы» (169, 601). Через некоторое время по ходатайству великого князя Константина Павловича Гельд получил место инспектора порта в