Ви є тут

Тамбовская церковно-певческая традиция конца XIX - начала XX вв.

Автор: 
Давыдова Екатерина Геннадиевна
Тип роботи: 
Дис. канд. искусствоведения
Рік: 
2005
Артикул:
172790
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
Введение....................................................3
* Глава 1. Обиходные традиции тамбовской епархии....................15
1.1. Особенности тамбовского Обихода
как богослужебно-певческой книги............................19
1.2. Осмогласные песнопения тамбовского Обихода.............32
1.3. Неизменяемые песнопения тамбовского Обихода............51
Глава 2. Авторское псснотворчество тамбовских регентов......82
2.1. Циклы..................................................87
2.2. Отдельные переложения и сочинения......................112
Заключение..................................................135
•ф Библиография.....................................................141
Примечания..................................................153
Приложение 1.0 свящ. В. Лебедеве............................159
Пр иложение 2. Содержание тамбовского Обихода...............165
Приложение 3. Краткий словарь имен регентов, учителей пения
тамбовской епархии..........................................169
Пр иложение 4. Содержание циклов тамбовских авторов.........172
Приложение 5. Список переложений и сочинений
тамбовских авторов..........................................176
Нотные примеры..............................................186
Ф
Введение
Развитие отечественной церковно-певческой культуры, активизировавшееся после 1988 г., происходит через осознание созданного предыдущими эпохами. «Самосознание, исподволь развившееся в России - в литературе, философии, богословии, искусстве, - с особой силой возродилось, оживляя историческую память и объясняя нам нас самих, в конце XX века во всех направлениях культурной жизни».1 Предметом исследования становятся различные явления церковно-певческого искусства, рассматриваемые, как правило, в контексте определенного исторического периода.
В поле зрения современных музыковедов оказываются различные эпохи в истории церковно-певческого искусства - как хронологически отдаленные, объединенные понятием «древнерусское певческое искусство», так и более поздние. Среди последних особенно выделяется период рубежа Х1Х-ХХ вв., известный своими высокими достижениями в научной, композиторской, исполнительской, публицистической деятельности. Осознание опыта того поколения музыкантов чрезвычайно актуально для нашего времени: современная наука о церковном пении базируется на достижениях прот. В. Металлова, прот. Д. Разумовского, С. Смоленского и других выдающихся ученых второй половины XIX - начала XX вв.; нынешнее церковное песнотворчество — продолжение поиска адекватного способа «гармонизации» в переложениях, церковности в сочинениях, начатого А. Гречаниновым, А. Кастальским, А. Никольским и другими композиторами Нового времени.
«Мы не должны забывать о «своеобразии» пройденного нами пути; начало-ссрсдина-конец - эта триада читается как исходный мощный импульс, получивший заключительную реакцию, но не нашедший «разработ-
1 Гулхниикая Н. Русское «гармоническое пение» (XIX век). М., 1995. С. 3.
песнопений, в тамбовском Обиходе отсутствуют некоторые изменяемые песнопения Вечерни и Утрени (стихиры на литии, Богородичен, стихиры на хвалитех), неизменяемые песнопения Всенощного бдения («Благословлю Господа», Тропари воскресные, посмые по непорочнах, «Воскресение Христово видевшее», «От юности», по 50-м псалме), Литургии («Отца и Сына», «Благословен грядый», «Видехом свет истинный», «Да исполнятся уста наша», «Буди имя Господне» и др.). Несколько песнопений Утрени, следующие одно за другим - «Благословен еси, Господи», «От юности», «Воскресение Христово видевше», «Помилуй мя, Боже», «Воскрес Иисус от гроба», пропущены, вероятно, вследствие того, что, будучи гласовыми, они поются на напевы, зафиксированные в Обиходе с текстами осмогласных песнопении.
В ряде случаев свящ. В. Лебедев заменяет нотную фиксацию песнопений словесной информацией, указывая на возможность исполнения одних песнопении на напев других. Так, некоторые неизменяемые песнопения Литургии предлагается петь на напевы осмогласных: «Песнопения «Благословен грядый» по образцу «Аминь» двойное. «Видехом свет истинный» и «Да исполнятся уста» по 2 гласу тропарного напева или «Господи, воззвах».
Весьма характерна для тамбовского Обихода и неполная нотация групп осмогласных песнопений. Так, в стихирах на «Господи, воззвах» зафиксированы стихи «Господи, воззвах к Тебе», «Да исправится молитва моя», вторая половина запевов («Исповсдатися имени Твоему» и «И ныне...»), первая стихира и Богородичен догматик. Остальные стихиры исполняются на напев первой. Отсутствие первой половины запевов - «Изведи из темницы душу мою» и «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу» - связано, вероятно, с тем, что их напев представляет собой одновысотный речитатив, совпадающий с местоположением начального тона зафиксированной в Обиходе второй половины запева.
Богородичен, поемый на Утрени после тропаря на напев последнего, также отсутствует в Обиходе. В основных напевах ирмосов нотируются все песни. Однако в напевах, помещаемых после основных и выполняющих функцию «альтернативных» вариантов, как правило, записаны лишь отдельные песни: первый глас (сокращенного знаменного роспева)- 1-я песнь, второй глас («иного роспева») - 1-я и 9-я песни. Далее следует указание: «По сему напеву петь и прочие песни ирмосов».
В целом ряде неизменяемых песнопений («Блажен муж» тамбовского напева, «Хвалите имя Господне» №4, «Величит душа моя Господа», 1-ый, 2-ой и 3-ий антифоны Литургии) зафиксированы только первые строфы. В формах с припевом (песнопения «Блажен муж», «Хвалите имя Господне», запричастный стих «О Прссладкин и Всещедрый Иисусе») йотирован, как правило, первый припев; на остальные дается лишь указание.
Весьма характерна подобная запись для праздничных песнопений, таких как Припевы на 9-ой песни канона, Антифоны Литургии. В качестве мелодического образца для распевания остальной части песнопения здесь выступают: один из припевов на 9-ой песни канона праздника (причем, не всегда первый), один из стихов праздничного антифона (первый или вто-рой).
Итак, отсутствие большинства вышеперечисленных песнопений или их части было связано с тем, что исполняться они должны были на напев других, зафиксированных в Обиходе. В свою очередь, последние выполняли функцию образца для распевания различных канонических текстов. В ряде случаев данные образцы сгруппированы в Обиходе в своеобразные разделы, структура которых не соответствует общему литургическому принципу организации книги. Так, осмогласные песнопения Вечерни и Утрени, среди которых «Господи, воззвах к Тебе», «Да исправится молитва моя», 2-я половина запевов («Исповедатися имени Твоему» и «И ныне...»), 1-я стихира и