2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Нммснис...........................................................3
Г.им 1
Истоки М0И1НЖП0Г0 маашкмп Ч Лйаш. Начало формирования меч паж-ного принципа на примере Второй енмфо-
нмн..............................................................12
I .ива II
Прорыв в многообразие Сыпи Разновидности мошажио-ссстагмых форм
в симфониях Ч Айвта..............................................50
I .тана III
Космическое Веселит ют во (составные формы фортепианных сопят сквозь
призму виляло» Рвяфа Эмерсона)..................................101
Зато ночей ис...................................................152
Литература . ...................................................157
Нотные примеры .................................................166
3
ВВЕДЕНИЕ
Американский композитор Чарлз Айвз - одна из ярких и необычных фигур музы» XX иска И. Странице кий, в раиокарс о творчестве этого гениального американского оше.тъиика. отмечал: «Политонаяь-иость; атональность. кластеры. звуковые рады, наложение оркестров; эффекты перспективы. мккромнтервады. случайность; статистический метод; техника перемещений; р*лмичсскаи простр&мспкимостъ, ко юр« опережает авангард даже сейчас. звучащая порознь. трубо-шуточная. им-лропитаниониая музыка - псе это открытия Айяла, подпека назад шипи-топаииые молчанием тогдашнего музыкального мирон.1 По поводу его музыкальных открытий Стравинский замечал. что «собственно гоеора. Айвз примялся закусывать нынгшним пиротом. до того как кто-нибудь успел сесть к тому же стешу».2 Подобная реплика столь же безудержною экспериментатора, показывает. насколько американский новатор в своих поисках опередил (или предвосхитил) время.
Естественна, что творчество Айвза пользуется неизменным вниманием исследователей, существует довольно обширная литература о ивы.' Однако» есть все основания полагать, что многие ит айвзовских загадок остаются пока без ответа и его творчество являет собой источник для новых предположений, гипотез и открытий.
Важнейшие эстетические основы айвзовского творчества (без которых невотможтто осмысление нашей частной проблемы. касающейся вопросов формообразования) это его эстетические воззрения 4 Известно.
' Стрввтжяй Н Стопе и увпрва.ту - М. 1973. с. 79.
1 Тлижх
Баиижл»? (МЗсп. ихиий«ш\ пиич (фвилтосст с^чТсятт** эттерпч
В отсчьггкадом м>иш«сдешм кекмк врет шдес правит* к* мэат тл^»1 к аЮТк»г« юш. Среди рвет, яшшых ю руссюм «иве иись С Пяяпмнт «Чфк Айв и. ипк«рс*фт А 1'<1Ш1ки И4фгг Ай*ч и »п ива XX шхк и р« стог Я. 1р»нщ*ли(' О. Со* вэджм. В. Кмлму М Гспнлмшь А. Кшши)
(Ьдробди! (А»ур Д#хрОТ>ри «о пюрксг«> АЛ»* Ю*эе»с» * ф*>я*ые«аглде« мт1ф»^аи А Игешош «Чара МВЗ и мужи XX оосы - м.. 1991
* Гм «лотсс*»« вггпркивй АНго уже щ*ит» » стзпс О. СокомкоЯ <Х»лвсствввио-КтетаиСси озкягп»!! Ч Ай«о >' С(*Ф<*ми«м; гдебгогас муЦ1ПДИ»ГОЯИтесяя сис*
104и - М. ГД9.Х ац^й*и ЖС&1Ш.1М и шш|и)м А Миимш
І*
Этот антагонизм втрапити к вдрхжгссиия» в айвюьсхом сознании также определял специфическую монтажное ть его мышления.
Монтажная техника допускает ис то лысо «горизонтальное« последовательное сослинснис кусков. но и «вертикальное», единовременное.
Говоря о вертикально* монтаже. С. Эйзенштейн, в качестве примера избирает именно оркестровую партитуру. «Каждая парна развивается поступательным движением по горизонтали. Но не мсиее важным и решающим фактором ЗДССЬ является вертикаль. музыкальная взаимосвять з.тсмсігтов оркестра между собой п каждую данную единицу времени.
Так. поступигсгн.ним движением вертикали, осуществляется сложное, гармоническое музыкальное движение оркестра в цслом».*,^.. ^ ^££5^^* *7 В творчестве Айвза. благодаря стереофонии мышления>омпозито-. Д^^
і*г.
рл. осевое значение приобретает музыкальное «црострамсгвои, «верти- ‘ві*чП-
Г -і ^
кадь«. Айвз добивается большей >самостоятельности Жуковых наветов, \
раздвигая привычные трашщы слушательскою «одмошшюяоги* восприятия. С ею музыкой в концертные талы прыгаете* гран.лкоутдя ммого-сллйнскгть, неоднородно: ть. «мешанина* (жружаютцего нас звукового мира Сложив о разные мчімкко в единой вертикали оркестровой партитуры, он подучил необычный и довольно) шокирующий дм начала века результат После Айвза, с середины столетня, расслоение музыкальной ткани становится нормой, одним из важнейших и показательных качеств му тыки. Гак. А. Шиитке оімсчал. «Когда говорит радио, в ю время как наверху кто-нибудь громко включает телевизор. а но соседству играют бит-музыку. так скатать “атмосфера Айви" становится уже привычной«.4'
Уже іь» заре кинематографа были обнаружены возможности эмоционального воздействия нл зрителя посредством так называемого параллельного монтажа Параллельный монтаж в кино - «чередование сюжетно незаконченных действий, происходящих в разных местах»».4' Как пишет
г* :м»:ипсЛя С ЗермишшП мойте*#Иібр грлм\лс.клня - М. 1*Ы тД с ІЯ гЦ*т т X к ты 13 . ІЬаарЄм К . Л.ъфрс1 Штс М.. ІЗМ) с. 73.
11 Циг СВЯИ С К»>« и :и»»{гии« Я Соьстсхн мттмта Л).»т гою* Ста» в стялсшс лик» - М . 1«5.с41.
1«
М. Сибининп, параллельный монтаж «дает контрастные кадры вперебивку. в последовательном перекрещивании и чередовании нескольких кои-тронуцитирующих радов».42 В музыке уже существом»! его определенные аналоги - принцип контрастной полифонии, форма двойных вариа-ций . Ив моммв випог музыкальной истории похожие принципы развитии услышаны и воссогдаим по иному «монтажио».
Монтаж давал огромные возможности » ттерсосмю: гении вопросов пространстве - времени внутри муцак&лыюго произведения, соединяя ранее. казалось, несоединимое.
Монтажное тъ по карательна для творчества Айва, но он обратился к монтажу згачигельио раньше тою момента, когда ттот тин мышления стал неким обобщением нор« жизни и мировоеприятия XX столетия Творчество Айв» приходится на рубеж и начало веками сп> подход к проблеме построения целого, вероятно, следует искать в предыдущем столетии (конечно, существуют и другие истоки его идей интуитивное прозре-(- »шс художника, контекст гтолистидистичиой. многосоставной американской культуры, на что укатывает Ивашкин*’ и т.п.)
Лйнювекое о г ношение к музыке XIX кы было довольно сложным и двойственным. С одной стороны, отстранение. неприятие традиций (особенно п плане оргатаации мутыкалмкзго материала), с другой. -щедрое цп перо едкие и обращение к тематитму предшественников Правда, гтссь прояп.тялось специфическое отношение Айв» к культурному каслсдюо прошлого - вневременное, бет различении исторических стадии и национальных традиций. Это свойство отражало общие особенности американской культуры Цитаты не несли в себе историко-культурной СГ~ знаковое г и. они равноправные и органичные состаллягогцис художестве г иго го космоса композитора
ISUsTKVhvi /■{(' UMrtKS':, /(' ftts-u иМ>?иг*-*мг*)ГЧ* eu.u M*. 0CçMr**z<
c Cjfmmtu M Шееппаяч сни(игол Дрчвпрпи. ХТОПОЦ. CHUb. M. cJ22 vCm Hmuiun A 4ipa(Alxi<iii)iiM XXk»* M. Wl
- Київ+380960830922