Ви є тут

Опера Кероглу Узеира Гаджибекова

Автор: 
Кафарова Земфира Гасан кызы
Тип роботи: 
кандидатская
Рік: 
1984
Кількість сторінок: 
145
Артикул:
134218
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение -стр. 2
Первая глава. Узеир Гаджибеков и азербайджанская
опера -стр. 17
Вторая глава. Эпос "Кероглу" и жанр оперы
§ I. Эпос "Кероглу" и либретто оперы -стр. 35
§ 2. Идейное содержание олеры -стр. 45
§ 3. Жанровая природа оперы -стр. 50
Третья глава. Музыкально-драматургические и стилевые особенности оперы "Кероглу"
§ I. Особенности музыкальной драматургии -стр. 56
§ 2. Музыкальные формы в "Кероглу" -стр. 78
§ 3. Черты стиля -стр. 94
Заключение. Традиции "Кероглу" в азербайджанском
оперном искусстве -стр. 114
Описок использованной литературы -стр. 131
2
ВВЕДЕНИЕ
Узеир Гаджибеков - основоположник современной профессиональной азербайджанской музыки - сыграл особо важную роль в развитии национального музыкального искусства.
Гаджибеков был одним из первых художников Востока, обогативших азербайджанскую музыку принципиально новыми (имеется в виду европейскими) для нее формами композиторского творчества. Тем самым он внес немалый вклад в процесс взаимодействия музыкальных культур Востока и Запада.
Общеизвестны исторические факты, подтверждающие давнее и постоянное взаимодействие между Востоком и Западом в области музыки, их взаимовлияние; однако значение и роль этого обмена, динамика взаимопроникновения, их причины и основные результаты еще не достаточно изучены. Между тем раскрытие этого важного процесса относится к самым актуальным задачам современного музыкознания.
Отмечая некоторые общеизвестные стороны этого процесса, напомним, что культура республик Советского Востока своими корнями уходят в глубокую древность. За много веков до нашей эры через Закавказье и Среднюю Азию проходили различные пути,связывающие Восток и Запад. И народам республик Советского Востока принадлежит историческая заслуга в создании огромных богатств материальной и духовной культуры.
В историческом процессе своего развития моменты стремительного подъема сменялись периодами ее спада и застоя. Однако, какими бы сложными не были эти испытания, выпадавшие на долю предков народов, их духовная жизнь никогда не иссякала, и их культура всегда сохраняли самобытные черты, привлекая во все времена внимание европейских народов.
- 12 -
вом работы является попытка проследить сквозное музыкально-драматургическое развитие оперн.
В 1966 году появляется научно-популярная брошюра об опере, принадлежащая также Э.Абасовой ("Опера "Кероглу" Уз.Гаджибекова", Баку,Азернешр,1966г.). Здесь автор дает ряд дополнительных сведений об истории создания либретто, о постановке и ее первых исполнителях, в тем числе и о создателе незабываемого образа Кероглу-талантливейшем азербайджанском певце Бюдьбюле Мамедове. Отмечается новаторство Гаджибекова в области музыкального языка. Следувдая работа Э.Абасовой - монография "Узеир Гаджибеков", изданная к 90-летнему юбилею композитора (Аз.гос.изд-во,Баку,1975г.), явилась исследованием, обобщившим прежние работы о творчестве Гаджибекова и, в частности, о "Кероглу". И хотя опере здесь также отведена только одна глава, тем не менее она привлекает гораздо более углубленным анализом: в частности, с большим мастерством и тщательностью исследует автор лейтмотивную технику композитора:путь развития и путь дальнейшего интонационного продвижения в опере тех или иных лейтинтонаций и лейттем.
О дальнейшем все возрастающем интересе к творчеству Гаджибекова свидетельствует появление работ музыковеда И.В.Абезгауз, на протяжении многих лет занимающейся теоретическими проблемами азербайджанской профессиональной музыки. На страницах журнала"Со-ветская музыка",а также в "Ученых записках" АГК опубликованы несколько ее статей, где анализируются на примере оперы "Кероглу" особенности мелодики, ритма, гарлонического языка музыки Гаджибекова. В настоящее время принят к изданию большой ее труд,посвященный данной проблеме.
В 1973 году вышла в свет книга 3.Сафаровой "Музыкально-эстетические взгляды Уз.Гаджибекова" (изд-во "Советский композитор"). Рассматривая музыкально-эстетические взгляды Гаджибекова, его
- 13 -
концепцию, автор затрагивает - на основе его оперного творчества - важные проблемы и приводит ряд ценных высказываний и мыслей об операх композитора.
В 1973 году издана книга С.Касимовой,посвященная оперному творчеству композиторов Советского Азербайджана. Учитывая наличие отдельных работ о "Кероглу" и в тоже время недостаточную последовательность всех остальных азербайджанских опер, Касимова рассматривает лишь основные особенности музыкальной драматургии "Кероглу", уделяя большее внимание таким операм, как "Наргиз" Ма-гомаева, "Вэтэн" Караева-Гаджиева, "Азад" Джангирова, "Севиль" Амирова и др.
Безвременно ушедший из жизни молодой музыковед Т.Исмайлов работал над кандидатской диссертацией,посвященной теме "Фольклорные истоки мелодизма оперы "Кероглу" Уз.Гаджибекова". По данной теме у него опубликовано несколько статей в журналах и сборниках.*
В 1981 году Р.Мамедова защитила кандидатскую диссертацию на тему: "Роль мугамной ладоинтонационной основы в возникновении сонатной форш в творчестве Узеира Гаджибекова".
Оговорим,однако, что несмотря на то, что вершинному созданию азербайджанской советской музыки опере "Кероглу" посвящен целый ряд работ музыковедов, тем не менее многие вопросы, связанные с исследованием оперы, еще не достаточно изучены. Важнейшие из них: синтез народно-национального и интернационального в опере проявляющийся на уровне драматургии и стиля в целом, и отражающий в значительной мере многие существенные стороны эстетики композитора.
I. Воспитанник Азгосконсерватории им. Уз.Гаджибекова, он занимался в аспирантуре под руководством доктора искусствоведения Ф.М.Кароматова.