Ви є тут

Оперная поэтика Глинки в контексте национальных культурных традиций

Автор: 
Смагина Елена Владимировна
Тип роботи: 
кандидатская
Рік: 
2002
Кількість сторінок: 
204
Артикул:
133509
179 грн
Додати в кошик

Вміст

3.2. Воздействие литургийности на художественную концепцию оперы
«Руслан и Людмила»..................................................133
3.2.1. Преломление литургического компонента в идейно-образном содержании оперы...........................................................133
3.2.2. Становление «темы волшебного перстня» Финна как одного из стержней драматургии русской сферы оперы.......................•.........141
Заключение.....................................................154
Библиографический список.......................................161
Приложение (нотные примеры)....................................173
19
ей самобытности поэтика «Жизни за царя» и «Руслана и Людмилы», жанровостилевая специфика которой заключается в преломлении литургического компонента.
Исследование оперного наследия Глинки, требует, с одной стороны, снятия десятилетиями устоявшихся догматов и штампов, с другой, - рассмотрения связей с традициями национальной культуры. Эго необходимо для восстановления художественной концепции первых русских классических опер в их первозданности и полноте, дія осмысления проблемы самобытного развития отечественной композиторской школы XIX века, что и определяет актуальность данной работы.
Исходя из вышеизложенного, основная цель работы - выявить в оперной поэтике Глинки максимально широкий спектр национальных традиций, уходящих корнями как в предшествующую эпоху, так и в глубинные пласты отечественной культуры. Названной целью обусловлены задачи исследования:
- вскрыть многообразные связи оперной поэтики Глинки с отечественным музыкальным театром, а также хоровыми жанрами последней трети XVIII - первой половины XIX веков, шире - с духовным сознанием эпохи;
- наметить, хотя бы эскизно и предварительно, черты духовного облика композитора, определить своеобразие его интеллектуального мира;
- выделить как специальную проблему изучение роли литургического компонента в идейной и жанрово-стилевой концепции «Жизни за царя» и «Руслана и Людмилы», тем самым обосновать преемственность оперного творчества классика по отношению к многовековому наследию русской духовной культуры и традициям православного храмового действа.
Оперное творчество Глинки впервые изучается на пересечении двух «осей координат». Во-первых, - в его органической связи с русским музыкально-театральным искусством второй половины ХУІП - первой половины
20
XIX веков, которое, в свою очередь, рассматривается в широком социокультурном контексте как воплощение важнейших идей времени. Не отрицая очевидной роли западноевропейских влияний, автор направил свои усилия на обнаружение, изучение национальных истоков и установление их приоритета. В исследовании предпринята попытка выявления связей опер Глинки с более широким кругом жанрово-стилевых моделей русского музыкального театра, нежели тем, который зафиксирован в классической глинкиане. В частности, комедийно-бытовой и вырастающей на ее основе героико-бытовой операми, (жанр этот выделен автором диссертации), волшебно-романтической оперой -сказкой, некоторыми разновидностями балета, жанром трагедии с музыкой. В анализе оперной поэтики Глинки рассматриваются также влияния русской хоровой культуры: в светской сфере - оратории, кантаты, песни; в культовой -православной литургии.
Идейно-художественная специфика глинкинских опер, их жанровостилевая структура анализируются с учетом включения литургийного компонента. Его преломление на концепционном, композиционном, музыкальностилевом уровнях соотносится с характерной для творческого метода Глинки симфоничиостью мышления, что обусловило выдвижение автором новых сквозных элементов в драматургам опер.
Материалом исследования стал оригинальный авторский текст глинкинских опер, в часгности, «Жизнь за царя», написанная на либретто Е. Розена В работе с различной степенью подробности анализируются также связанные с ними произведения различных жанров русского музыкального театра XVIII - XIX веков (в частности, оперы В. Пашкевича и Е. Фомина, К. Ка-воса и А. Титова, С. Давыдова и А. Всрстовского, балеты К. Кавоса, Ф. Шольца, трагедии с музыкой О. Козловского, дивертисменты разных авторов). Наряду с ними, затронуты кантатно-орагориальные сочинения С. Дегтя-