СОДЕРЖАНИЕ
Введение.............................................................3
Глава 1. Феномен свадьбы в традиционной удмуртской культуре.......15
1. Свадьба бассейна реки Вала в контексте удмуртской свадебной
традиции............................................................15
1.1. Структура свадебного обряда.
1.2. Семантика свадебного обряда.
1.3. Музыкальный код в обряде.
2. Моделирующая роль свадьбы в удмуртской традиционной
культуре............................................................43
2.1. Обряды жизненного цикла.
2.2. Обряды годового цикла.
Глава 2. Музыкальный язык обрядов жизненного цикла...................64
/. Характеристика и систематика родовых свадебных напевов............64
1.1. Строение поэтических текстов.
1.2. Ритмическая организация напевов рода жениха и невесты
1.3. Мелодическое строение родовых напевов.
2. Музыкальные особенности проводного напева и прощапьных
песен...............................................................107
Глава 3. Территориальная структура свадебной традиции Валы 117
/. География свадебного обряда бассейна реки Вала...................117
1.1. Ареалы обрядов жизненного и годового циклов.
1.2. Терминология музыкального кода.
2. Песенная свадебная традиция бассейна реки Вала...................127
2.1 .Традиционные свадебные напевы и территория их бытования.
2.2.Ритмические и мелодические типы родовых напевов в географическом аспекте.
Заключение..........................................................148
Список литературы...................................................152
Приложения..........................................................167
1. Сборник напевов..................................................167
2. Словарь народных терминов........................................208
ВВЕДЕНИЕ
Настоящая работа посвящена свадебному ритуалу удмуртов бассейна реки Вала. Это наиболее развернутый и развитый ритуал в традиционной культуре удмуртов, включающий в себя множество этапов, обрядов, который ранее длился от года до пяти лет. Естественно, такой протяженный и переломный в жизни человека обряд несет в себе очень важную и ценную для исследователей информацию: об укладе жизни и социальном устройстве, о мифологических представлениях и традиционной картине мира.
Свадьба (<сюан) для удмуртов является универсальной моделью для оформления некоторых традиционных обрядов: родильного (нуны сюан -свадьба ребенка), поминального (йыр-пыд сетон - жертва головы-ног), масленичного (муне сюан - кукольная свадьба), окказионального (урбо сюан - клопиная свадьба) и других. Таким образом, это централизующий компонент традиции, своеобразный «фундамент», на который опираются и другие обряды.
Принадлежность свадьбы к коренному архаичному пласту обрядности удмуртов (подобно, например, календарным обрядам у восточных славян) дает возможность выявить при ее анализе важные и характерные особенности основ народной удмуртской культуры. Наблюдения над ней и ее музыкальным наполнением, возможно, приведут к пониманию глубинных законов народного мышления, этнической психологии, важнейших архетипов, культурных ценностей и т.д.
Обращение к свадебному обряду обусловлено и его хорошей сохраносгью в памяти исполнителей. Примечательно, что в отдельных зонах этот обряд до сих пор существует в живой традиции.
Итак, свадьба (сюан) пронизывает всю обрядовую жизнь рода, общины, семьи, занимает «сильную позицию» в народной культуре, что наводит на
3
общие послесвадебные действия - привоз приданого (пирдан ваеп), купание молодой в реке (снятым), взаимное гостевание новых родственников (пичи сюаи) и другие.
Основное отличие версий удмуртского свадебного цикла обнаруживается, по нашему мнению, в композиции центрального этапа свадьбы, включающего пиры в домах жениха и невесты и увоз невесты в дом будущего мужа. Поэтому, в основу типологии удмуртского свадебного цикла нами положены следующие признаки:
• положение в обряде первого увоза невесты (со сговора до свадебных пиров или между пирами)6,
• последовательность пиров в свадебном цикле (сначала у невесты, затем у жениха либо наоборот).
Безусловно, эти два признака не исчерпывают всех региональных особенностей той или иной версии удмуртской свадьбы. Однако, они, во-первых, касаются центрального этапа ритуала, его ядра - свадебных пиров; во-вторых, порядок трех названных обрядовых мероприятий во многом определяет ту или иную драматургию всего свадебного действа.
В результате знакомства с разными источниками и в ходе анализа содержащегося в них материала, а также собственных записей, нами выделено три версии удмуртского свадебного обряда.
Первая версия (см. Схему 1, с.21) свадьбы включает два пира в строгой последовательности: сначала в доме невесты проходит сюаи, затем в доме жениха - бОрысь. Невесту в дом будущего мужа увозят со сговора, поэтому до проведения свадебных пиров невеста же возвращается в дом к родителям и готовит приданое. Этот период называется берен пукон/ пуксеи (буквально
«прежнее сидение»). Описание свадебного обряда с такой последовательностью ритуальных действий содержится в трудах
6 В дом к будущему мужу невеста увозится в ритуале от одного до трех раз - со сговора до свадебных пиров, по окончании пира сюаи и после свадебных пиров.
19
исследователей XIX - начала XX века (7, 17, 18, 26), в хрестоматийных монографиях по свадебной обрядности удмуртов Л.С.Христолюбовой (77) и Р.А.Чураковой (160). Современные полевые материалы также подтверждают бытование этой версии свадьбы, территория распространения которой весьма обширна. Это - юго-западные и западные районы проживания удмуртов (Можгинский, Вавожский, У винский, Селтинский и другие районы проживания южных удмуртов и удмуртов-калмезов), центральные и восточные (Мало-Пургинский, Якшур-Бодьинский, Шарканский районы), северные (Дебесский, Игринский). В южных районах Удмуртии (Алнашский, Кизнерский, Можгинский) эта версия распространена не повсеместно. Так, среди населения существуют противоречивые мнения по поводу увоза невесты в дом будущего мужа до свадьбы (со сговора). Пожилые люди рассказывают, что эта традиция появилась в их местах (верхнее течение Валы, южный ареал традиции) недавно, а в старину невесту увозили только со свадьбы7 (160, с. 10). Другие информанты, наоборот, считают ее исконной (тоже верховье реки), и в некоторых деревнях она соблюдается и сейчас. На избранной нами территории эта версия - самая распространенная и бытует в среднем и нижнем течении реки.
Подготовка к свадьбе в виде сватовства и сговора, которые часто совмещаются, без увоза невесты из родительского дома до свадебного пира отличает вторую версию свадьбы удмуртов (см. Схему 2, с.22). В этом случае увоз невесты (единственный и окончательный) проходит по окончании пира сюап в доме невесты, после которого проходит столование в доме жениха - бйрысь. Это наиболее распространенный вариант свадебного обряда в южных районах Удмуртии (Граховский, Алнашский, Кизнерский, часть Можгинского), в том числе и в южной части исследуемого региона. Особенность этой версии - компактность свадебного цикла. Вместо длительной протяженности обряда (от года до пяти лет), свадебный цикл
7 То есть со свадебного пира в доме невесты (сюан).
- Київ+380960830922