2
Оглавление
Введение............................................................4
Глава I. Творческое формирование М.О.Штейнберга.....................18
§1. Музыкально-театральная жизнь Петербурга начала XX
века....................................................18
§2. Художественно-эстетические поиски молодого
композитора................................................31
§3. Тип художественной личности М.О.Штейнберга..............45
Глава II. Музыкально-сценические сочинения М.О.Штейнберга
1906-1918 годов.........................................48
§1. Черты античного театра и комедии delP arte в балете
«Метаморфозы»...........................................48
§2. Стилизация как творческий метод в сказке «Принцесса
Мален»..................................................74
§3. Русский музыкальный импрессионизм и штрихи модерна
в кантате «Русалка».......................................81
§4. «Театральность» в симфоническом жанре — поэма
1 «Драматическая фантазия»...................................88
§5. Сакральный смысл оперы-мистерии «Небо и земля».........99
Глава III. О музыкальном языке и принципах
формообразования в театральных опусах М.О.Штейнберга................114
§1. Аккордика..............................................114
§2. Тонально-функциональная структура......................120
§3. Голосоведение..........................................126
§4. Метроритм..............................................129
^ §5. Тембр, динамика, фактура...............................132
§6. Фоннзм, орнаментальность...............................137
§7. Принципы формообразования..............................140
Заключение......................................................144
Приложение 1. Хронограф жизни и творчества М.О.Штейнберга
(1883-1946 гг.)..................................................150
Приложение II. Список сочинений М.О.Штейнберга...................158
Приложение III. Музыка М.О.Штейнберга в театре
и на концертной эстраде (1906-1921 гг.)..........................160
Приложение IV. Литературные эпиграфы к сочинениям
М.О.Штейнберга..................................................162
Нотные примеры...................................................163
Схемы...........................................................188
Список литературы................................................195
красное» (228, 439)16. Звуковое воплощение величия творчества в музыке А.Скрябина мыслилось «абсолютным бытием». Согласно эстетической теории композитора, наиболее полно представленной в его «Записях», дионисийское творчество есть высший подъем деятельности, выраженный в форме экстатического переживания. Декларируемое самоутверждение в искусстве, нахождение в нем смысла жизни определяли культурный радикализм. Отсутствие редкостного художественного дара воспринималось как отсутствие права на достоинство. «Тот, кто еще не творил, говорил, что ищет себя, но пока не нашел», - такой статус признавался достойным человека (215, 101). Интуиция «нового трепета» становилась своеобразным способом посвящения в современность.
Рубеж веков «сжал» во времени все разнообразие проявлений творчества. Культурный бум выразился в активном просветительстве, в большом количестве периодических изданий. Стихия «нового русского возрождения» отозвалась противоречием художественных течений - символизма, мири-скусничсства, акмеизма, футуризма. По словам Т.Левой, в 1910-х полифония «измов» достигла апогея (113, 7).
Музыка занимала едва ли не превалирующее место в художественной среде Северной столицы. Причастность к «духу музыки» считалась критерием всякого творчества. В те годы «слушаться духа музыки» означало пробуждение к бурным «прорывам сознания». Ницше и соловьевцы сделали музыку вершиной иерархии искусств. Символисты трактовали музыку как праоснову жизни и искусства, некую пронизывающую весь мир динамическую стихию, способную интуитивно постигать «волнения вечности». В символистской поэзии музыкальными становились человеческие эмоции и зрительные феноме-
77).
16 Г.Шпет в работе «Театр как искусство» семиотически разработал философию истолкования проблемы «подлинного» творчества (229). В.Кандинский в теоретическом труде «О духовном в искусстве» говорил о призвании художника выражать через творчество «объективно существующую духовность, то, что свойственно его личности и данной эпохе»
(91).
ны. В «Философии музыки» Л.Белый теоретически обосновывал приоритет музыкального искусства, раскрывающего «тайну движения, тайну бытия». Его экзальтированные музыкальные максимы окрашивались подчас в мистические тона: «В музыке звучат нам намеки будущего совершенства» (21,130). Для А.Блока музыка - это универсальная субстанция, сочетающая в себе свойства Космоса и Хаоса, идеально отражающая замысел Зодчего. А.Бенуа обнаруживал музыкальную «душу» Петербурга, впервые открытую Чайковским: «...Во всем Петербурге царит изумительно глубокая и чудесная музыкальность» (25, 112). Неслыханная насыщенность музыкальной жизни Имперской столицы создавала ощущение всеприсутствия музыки: «...мы были музыкою мысли» (Б.Пастернак»), «...мы были музыкой во льду» (О.Мандельштам).
Миогоцветие палитры русского музыкального искусства в начале столетия представлено в богатейшей концертной деятельности. Императорское Русское музыкальное общество, оперные театры, Беляевскис концерты, филармонические общества придерживались позиций, укрепляющих академизм. Симфонические концерты Зилоти, Кусевицкого, Шереметева вводили в обиход неизведанные сокровища новой зарубежной музыки: французской - Дебюсси, Равеля, Франка, Форе, немсцко-австрийской - Вольфа, Р.Штрауса, Регера, Шенберга, скандинавской - Сибелиуса, Сиидинга, Свенсена, Нильсена... «Вечера современной музыки», которые возглавлялись известными музыкальными критиками В.Каратыгиным, А.Нуроком, композитором И.Крыжановским, несмотря на название, пытались создать конкуренцию между новой музыкой и старой. Публика открывала шедевры малоизвестной добаховской музыкальной культуры.
Музыка звучала непременно во всех литературно-художественных кружках, салонах и кабаретных театрах: на «Башне» Вячеслава Иванова и в стенах редакции журнала «Аполлон», в «Бродячей собаке» и «Цехе поэтов», «Привале комедиантов» и «Доме интермедий доктора Дапертутто». Панорама музыкальных стилей начала XX века соединила классичность Танеева и изы-
- Київ+380960830922