Ви є тут

С.И. Танеев и Серебряный век

Автор: 
Штейнер Ольга Александровна
Тип роботи: 
диссертация кандидата искусствоведения
Рік: 
2007
Кількість сторінок: 
236
Артикул:
172682
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Оглавление
Введение ................................................................ 3
Глава I Философско-религиозные и эстетические тенденции
времени в жизни и творчестве С.И.Танеева.............. 15
Глава II С.И.Танеев и поэтический мир Серебряного века 58
Глава III Русский театр конца XIX — начала XX века и творчество
С.И.Танеева
Опера.................................................... 117
Балет.................................................... 149
Драма................................................... 160
Глава IV С.И.Танеев в его связях с изобразительным искусством
эпохи.................................................... 177
Заключение .......................................................... 199
Именной
указатель .......................................................... 204
Список
литературы
225
Введение
Сложная и многообразная художественная культура Серебряного века на протяжении многих лет продолжает оставаться актуальной областью исследования. С одной стороны, и сегодня существует множество недостаточно изученных страниц этого этапа развития русского искусства. С другой, — переосмысления требуют многие известные факты и явления культуры данной эпохи. В их ряду — наследие С.И.Танеева.
Относящееся к числу «хрестоматийных» явлений русской музыкальной культуры, оно и поныне оставляет впечатление «недоосмысленного», «недораскрытого». Избранный в диссертации культурологический ракурс рассмотрения творчества Танеева позволяет восполнить существующие здесь пробелы представлений, по-новому взглянуть как на хорошо известные сочинения и факты биографии одного из значительнейших композиторов рубежа XIX — XX столетий, так и ввести в научный обиход малоизученные материалы, относящиеся к художественной, научной, педагогической деятельности музыканта.
Судьба распорядилась так, что Танеев, начавший свой творческий путь в эпоху «золотого века» истории национальной музыки, подводил итоги своего личностного и художественного развития в «век серебряный», в период зарождения, расцвета (1904—1908) и кризиса русского символизма (1910-е годы).
Ученика П.И.Чайковского и учителя А.Н.Скрябина, С.В.Рахманинова,
Н.К.Метнера, А.Т.Гречанинова, С.Н.Василенко, А.В.Станчинского многие современники и ближайшие потомки долгое время считали «ретроградом», консерватором, только хранителем академических традиций. Именно в этом ключе воспринимали античный сюжет танеевской «Орестеи», моцартианские стилизации камерно-инструментальной музыки, практическое освоение строгого стиля и многое другое.
22
читал Грота и Паскаля, разбирал Козлова и отдыхал на любимом Спинозе. Надо работать!... Прочь чувство! Царствуй мысль!», — писал поэт (28 июля 1892 года, 28,22).
Актуальность философских идей Спинозы для русской культуры Серебряного века ощущалась как в области искусства, так и в сфере философии. Вл.С.Соловьева больше волновал религиозный аспект философии Спинозы, А.Белый обращался к трудам философа в связи с рассуждениями о субстанции («Символизм и философия культуры», 14, 109). На страницах «Русской жизни» за 1910 год развернулась дискуссия между СЛ.Франком и В.Ф.Эрном, в которой первый философ не соглашался с термином «меоничность», при помощи которого Эрн характеризовал позицию Спинозы, как «отрицание природы», сведение ее к геометричности, механичности и мертвенности. В свою очередь Эрн протестовал против сближения Франком концепции Спинозы с работами украинского мыслителя Г.С.Сковороды.
Фактически, имя Спинозы можно было встретить в работах любого русского мыслителя конца XIX — начала XX века (Вл.С.Соловьева, К.Н.Леонтьева, Л.М.Лопатина, В.В.Розанова, С.Н.Трубецкого, Г.Г.Шпета,
Н.О.Лосского, Н.Я.Грота, Д.С.Мережковского)11.
Возможно, это связано с тем, что некоторые положения нидерландского философа совпадали с философско-эстетическими тенденциями того времени в России. Диалектика части и целого, при которой смысл единичного усматривался только в его взаимосвязи с целым, была очень созвучна теории «всеединства», а этические размышления о совершенном человеке близки нравственным поискам русской интеллигенции.
11 В 1890-е г. в России издаются специальные работы, посвященные философии Спинозы: Ф.Э.Шперк «Система Спинозы», СПб., 1894; Болин 3. Спиноза, Биография и культурноисторический очерк. Пер. с нем. яз. СПб., 1899 (Танеев читает в апреле 1899 г.) и др.
23
Стремление Танеева к преодолению несовершенства собственной человеческой природы во многом было инспирировано идеями Спинозы. Читая прибавление к IV части «Этики» “О человеческом рабстве или о силах аффектов”, где описан правильный, с точки зрения философа, образ жизни, композитор размышлял об этических идеалах прошлого и современности.
Важно отметить, что философские идеи Спинозы, Канта, Шопенгауэра или Ницше воспринимались и оценивались композитором, в первую очередь, сквозь призму г^енностно-нормативного компонента человеческого сознания, что сближало Танеева со многими деятелями культуры того времени12. Чайковский отмечал в одном из писем, что «еще не дошел до самой сути сочинения, то есть до морали Шопенгауэра, до практического применения его теории к жизни» (148, 100). Аналогичным образом Соловьев критиковал рационализм Гегеля за отрицание принципа практической, или нравственной философии: «Рядом с теоретическим вопросом: что есть? — существует вопрос практический: что должно быть?, т.е. чего мне хотеть, что делать, во что и из-за чего жить» (124,93).
Танеев решал эту проблему всю свою жизнь, стремясь к достижению нравственного и духовного совершенства. Сильное желание саморазвития, самопознания было созвучно одной из важнейших концепций русской философии Серебряного века — концепции Богочеловечества, согласно которой на первый план выходило соединение человека с Богом в результате личного самосовершенствования, изменения человека и мира на основе духовно-нравственного «делания».
Этическое содержание ряда произведений Танеева («Орестея», «По прочтении псалма») перекликалось с высказываниями русских мыслителей конца XIX — начала XX века, считавших нравственный идеал одним из
12 Книги, посвященные нравственным вопросам, занимали важное место в обширной библиотеке композитора: Гефдинг Г. Этика, или наука о нравственности. Изложение этических принципов и их применение к различным житейским отношениям. СПб., 1898 (Дневники 1, 329); Шопенгауэр А. Этика (Дневники 2, 303); Гюйо Ж.М. Мораль Эпикура и ее связь с современными учениями. М., 1898 (Дневники 2,102 и 104); Фульс А. Ницше и имморализм. СПб., 1905 (Дневники 3,251) и др.