Оглавление
Введение 3
Глава I. Соотношение понятий исакральное"-"обыденное" и их воплощение в искусстве 11
§ 1. Феномен сакрального
§ 2. Феномен обыденного 16
§ 3. О принципиальном соотношении понятий ,,сакральноеи-"обыденноем 29 Глава И. Сакральное-обыденное в литургических жанрах христианского 37 богослужения Западной Церкви
§ 1. Особенности проявления антиномии "сакральное"-"обыденное" в раннехристианском религиозно-художественном каноне § 2. Средневековый канон Западного христианства и его воплощение 53 в западно-европейской музыкальной традиции
Глава 1П. Сакральное-обыденное в Западной мессе 79
§ 1. Сакрально-символическая фабула мессы как воплощение западно- 81 европейского архетипа священного
§ 2. Обычай, традиция, этикет и канон в воплощении сакрального 93
в Sanctus
§ 3. Сакральное-обыденное в мессах И.С.Баха 100
Глава IV. Соотношение сакрального-обыденного в православной тради- 138 ции и их воплощение в русской музыкальной классике
§ 1. Раннехристианский канон как основа православной певческой прак- "" тики
§ 2. Принципы цикличности в песнопениях православного богослужения 148 § 3. Сакральное-обыденное в русской музыке Нового времени 153
Заключение 163
Примечания 168
Литература 180
Нотные примеры 197
3
ВВЕДЕНИЕ
Настоящая работа посвящена одной из актуальных тем современного музыкознания - теме взаимоотношений музыки и религии. На долгие годы закрытая для исследований, в наше время эта тема приобретает особое значение не только в силу необходимости заполнения образовавшихся лакун, но и как путь к осознанию духовных ориентиров. Универсальность и емкость высоких духовных смыслов, вне постижения которых данная тема не может быть исследована, обусловили необходимость обращения при ее разработке к междисциплинарным аналогиям, определившим тему данной работы - "Антиномия "са-крального-обыденного"...". Такая постановка проблемы требует уточнения понятий, с которыми автору предстоит работать. Термин "обыденное" здесь выступает как теоретическое понятие, а не эпитет в общепринятом отрицательном смысле слова. Из множества путей постижения сакрального нами будет рассматриваться прежде всего обыденный - т.е. чувственно-практический опыт "народной" (бытовой) религиозности.
Ограниченность темы двумя "срезами" культуры - сакральным и обыденным - позволяет сфокусировать видение культурной модели мира, воплощенной в музыкальном произведении, заострив внимание на главной и вечной проблеме человеческого бытия: человек - Бог - мир.
В исторической изменчивости смыслов понятия Истины - "Я есмь" - одного из имен Бога1 до саркастической реплики Пилата "Что есть истина?", отрицающей существование какой бы-то ни было истины, кроется вся история европейской культуры. Соответственно изменению представлений об истине меняется и направленность сознания, и оценка окружающего мира во всем многообразии его явлений, и человека как части этого мира, и искусства как модели мира. Определение Хайдеггера: "Искусство есть полагание Истины в творение" [231:49-51] созвучно позиции многих философов, историков культуры, музыковедов, среди которых такие разные имена, как А.Ф. Лосев, Ю Н. Холо-
19
На радость вам и мне". [18:189]
о
Само по себе слово "обыденное" - "за один день сделанное" - ценностно нейтрально. Чисто русское по происхождению, диссимилированное из "объ инь дьнь" (там же), "обыденное" содержит только временную, но не ценностнодуховную значимость. Это свойство (как слова, так и понятия) обыденного стало фундаментом для дискуссий о значении такого рода опыта и реальной повседневности в познании мира, начиная с Платона и Аристотеля. Противо- или сопоставляемое с Разумом, высшей идеально-духовной реальностью, обыденное в зависимости от духовных ориентиров эпохи трактуется то как воплощение "максим народной мудрости", то как "косное, заурядное", "неправильная, немудрая реальность"9
В зависимости от восприятия конкретных ситуаций - одного из главных условий проявления обыденного сознания - на первый план выступают либо случайные черты, однократные исторические события, либо объективные процессы, длительные ритмы, устойчивые структуры бытия.
Пример динамической сопряженности (но не слияния) этих двух временных потоков - начало романа "Белая гвардия" М. Булгакова. Высокий строй эпически-отстраненного Слова и напряженный чеканный ритм авторской речи рождают эффект вовлеченности в поток катастрофических событий, но события эти вневременного - вселенского - масштаба:
"Велик был год и страшен год по рождестве Христовом 1918, от начала же революции второй. Был он обилен летом солнцем, а зимою снегом, и особенно высоко в небе стояли две звезды: звезда пастушеская - вечерняя Венера и красный дрожащий Марс" [41:4]
Сопоставление двух мер времени - "сакрального" - "от Рождества Христова" и локально-исторического - "от революции", несоизмеримость масштабов этого времени: (1918 от Рождества Христова и "второй"), усиление рождественской темы явлением "пастушеской" звезды, вызывающее образы рождест-
20
венской притчи, подчеркивают контраст разнонаправленных во времени событий и их нерасторжимую взаимосвязанность. Именно время - та доминанта, которая определяет границу между образами сакрального и мирского. Время обыденной жизни "неисторично", "атемпорально" [175:245]. В зависимости от того, чем живет человек непосредственно, оно (время) может быть осмыслено как вечность или мгновение.
Обращение к архаичным слоям художественной культуры создает эффект отстранения во времени, сакрапизует обыденное, как это происходит в романе Булгакова или Прологе "Князя Игоря" Бородина. Выбор в качестве языковой основы более близких по времени моделей погружает в действительность, происходящую "здесь и сейчас". Однако при опоре на фольклор личностное начало по-прежнему растворяется в коллективном опыте как воплощении народной мудрости. Например - Интродукция оперы Глинки "Жизнь за царя" или Хоровой эпиграф ко II части оперы "Война и мир" Прокофьева. Обыденное поэтизируется, обретает значение идеала, но не выходит за пределы актуальной реальности.
Эта особенность обыденного сознания нашла отражение в народной речи, пословицах и поговорках. Среди примеров, которые приводит В. Даль, встречаются различные ценностные варианты осмысления этого слова. В выражении "Не Спас обыденный, успеешь", несмотря на церковную - "сакральную" в узком, прикладном значении слова, лексику: Спас обыденный - однодневный пост, - слово "обыденный" дано в мирском значении быстро текущего, преходящего времени. Сакральная лексика - обесценена, десакрализована. Аналогично это понятие употребляется и в поговорке "Девке век - один день". В выражении "церковь - обыденка" - церковь, построенная всем миром за один день, слово "обыденка" дано как обозначение конкретного типа культового здания, "вещного" проявления сакрального.
Связь обыденного сознания с конкретными ситуациями позволяет проявиться этому типу сознания как в религиозном, так и в светском контексте.
- Київ+380960830922