СОДЕРЖАНИЕ
Введение
I. Музыкальный текст как музыковедческая, исполнительская и методическая проблема
1.1. Вопросы теории музыкального текста в современном музыкознании
1.2. Музыкальный текст и нотный текст
1.3. Музыкальный текст как основополагающий компонент учебной литературы в области исполнительского искусства
1.4. Скрипичный учебник в свете теории музыкального
текста
1.4.1. Статус и функции нотного учебника
1.4.2. Специфика формирования содержания современного нотного учебника
II. Особенности формирования текстов скрипичных учебников XVII - XX веков
2.1. Смычковая педагогика в «до- и ранне-скрипичную»
эпоху
2.2. Тексты скрипичных учебников ХУП-ХУШ веков как отражение начального этапа формирования средств обучения
2.3. Поиск путей воплощения принципов и методов обучения музыканта в текстах скрипичных учебников XIX века
2.4. Тексты скрипичных учебников XX века: на пути от репродуктивного к развивающему обучению
III. Синергетические свойства музыкального текста скрипичного учебника
3.1. Комплексный текст скрипичного учебника в свете идей современной синергетической парадигмы
3.2. Системообразующие факторы структуры скрипичного учебника как открытого вариативного текста
3.3. Нотный учебник как смысловое поле для формирования навыков скрипичного исполнительства
3.3.1. Комплексные тексты современных отечественных скрипичных учебников
3.3.2. Комплексные тексты современных зарубежных скрипичных учебников
3.3.3. Комплексный текст нотного учебника как площадка для формирования навыков творческого мышления
IV. Комплексный текст современного скрипичного учебника: пути воплощения принципов открытой модели образования
4.1. Ориентационно-мотивационный блок основ скрипичного исполнительства
4.1.1. Развитие художественно-образного мышления в музыкально-образовательном процессе
4.1.2. Роль синестезии в формировании образноассоциативного мышления обучаемого
4.1.3 Роль семантического анализа в исполнительском прочтении музыкальных текстов
4.1.4. Практика использования образно-ассоциативного мышления и игровых методов обучения в музыкальнообразовательном процессе
4.2. Операционно-технологический блок основ скрипичного
164
164
182
194
194
215
227
238
239 239 243 254 258
4
выявления посреднической роли комплексного текста нотного учебника между его автором и учеником, автором и педагогом, педагогом и учеником, предопределяющей множественные и многогранные трансформации личностного опыта участников музыкальноисполнительского учебного процесса. Опираясь на результаты исследований феномена музыкального текста, можно утверждать, что одной из важнейших задач нотного учебника, как специфического «текста культуры», является содействие организации такого воспитательного воздействия на учащегося, которое бы позволяло ему, читая ноты, переводить знаки в звучания, воспринимать их как структуры и с их помощью проникать в смысл музыки, проходя мыслью «сквозь нотный текст в то виртуальное пространство, которое мы склонны именовать музыкальным содержанием» [16, с. 7].
Исследования Л. Акопяна, М. Арановского, М. Бонфельда, Л. Казанцевой, В. Медушевского, Е. Назайкинского, В. Холоповой, Л. Шаймухаметовой и других отечественных музыковедов в сфере изучения специфики музыки как вида искусства, открыли большие возможности осмысления музыкального текста с позиций поэтики, стилистики и семантики. Это позволило выявить, что в отличие от нотного текста, (имеющего свои принципы организации - синтаксис, грамматику, морфологию, предопределяющие узкограмматический способ изучения авторского текста произведения), важнейшими характеристиками музыкального текста, и, соответственно, основой для его расшифровки, являются смысловые структуры музыки и ее эмоционально-выразительные свойства.
Будучи сложным, системно выстроенным художественным явлением,
музыкальный текст представляет собой феномен, в котором сливаются и
графическая запись, и структура, и смысл, на который, как указывает М.
Арановский [16, с. 10], влияют направляющие восприятие в нужное русло
тип музыкального языка, музыкальный стиль, музыкальный жанр,
39
музыкальная форма, наконец, стереотипы музыкальной речи. Л. Шаймухаметова указывает: «Словарь музыкальных значений образуется из отдельных «слов» - мигрирующих интонационных формул и более развернутых музыкально-речевых оборотов - текстовых клише. Первые формируются в бытовой среде в виде кратких устойчивых интонационных формул, вторые - в контекстах авторских сочинений» [337, с. 3]. Эти факторы во многом определяют открытость музыкального текста, возможность вариативного его прочтения и индивидуальных интерпретаций.
Совокупность смысловых структур-интонаций музыкального текста 13 (обозначающихся в концепции Л. Шаймухаметовой [337, 338, 339] через основные понятия «лексем»14, «семантических фигур»15, «сюжетноситуативных знаков»16) образует, как было указано в первом разделе, интонационную лексику, отражающую предметный мир, действия, события и образы искусства, и являющуюся связующим звеном в постижении музыкального произведения исполнителем-интерпретатором и слушателем. Давно замечено, что музыкальная выразительность в значительной мере моделирует кинестетическую активность речи, пластику человеческих движений и т.д. В музыкальных произведениях это получает конкретное выражение не только в мелодических оборотах и ритмических моделях. Данной связи подчинены и другие стороны музыкальных композиций:
13 Терминология, статус, классификация семантических фигур и категорий музыкальной поэтики, используемые в данной диссертации, введены в музыкознание Л.Шаймухаметовой в монографии «Семантический анализ музыкальной темы» - М., 1998 [337].
14 Лексема - неизменяемая часть семантических фигур.
К таким лексическим структурам Л. Шаймухаметова причисляет «роговые сигналы» и «фанфары», «колокольные звоны», танцевальные фигуры пластического происхождения - «этикетные формулы» классицизма, ряд «опредмеченных» музыкально-риторических фигур-формул барокко, сюжетно-ситуативные знаки, репрезентирующие те или иные представления путем звуковых имитаций («знак волынки», «наигрыши») и т.п. [337, с.
51.
11 Интонационные стереотипы, которые, благодаря предельной конкретности звукообразных представлений, широко используются как ситуативные знаки («знак согш», «знак бурдона», фигуры моторно-двигательной этимологии и т.д.).
40
- Київ+380960830922