2
Работа выполнена на кафедре истории музыки Красноярской государственной академии музыки и театра
Научный руководитель: доктор искусствоведения,
профессор Л.В. Гаврилова
Официальные оппоненты: доктор искусствоведения,
профессор М. Ю. Дубровская
кандидат искусствоведения, профессор В.В. Рева
Ведущая организация: Российская академия музыки
имени Гнесиных
Защита состоится 19 июня 2008 г. в 14 часов на заседании совета по защите докторских и кандидатских диссертаций Д 210.011.01 при Новосибирской государственной консерватории (академии) им. М.И. Глинки (630099, Новосибирск, ул. Советская, 31)
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Новосибирской государственной консерватории (академии) им. М.И. Глинки.
Автореферат разослан “ “__________________2008 г.
Ученый секретарь диссертационного совета, доктор искусствоведения, кандидат философских наук
Н.П. Коляденко
Содержание
Введение...............................................................4
Глава I. Зарождение музыкальной культуры
и образования в уездном Красноярске (1628 - 1822) ............. 25
Глава II. Формирование музыкально-художественной жизни
и народного образования в столице Енисейской губернии
(1822- 1868)....................................................35
Глава III. Становление музыкального образования в Красноярске
в период с 1868 по 1895 гг......................................57
III. 1. Формирование музыкального образования в светских
•%
и духовных учебных заведениях (1868- 1895)......................63
II 1.2. Культурно-просветительская деятельность
Красноярского общества любителей музыки и литературы............84
Глава IV. Музыкально-художественная жизнь и музыкальное
образование в Красноярске в период с 1895 года до начала XX века
IV. 1. Музыкально-художественная жизнь Красноярска и музыкальное образование в сфере любительского
музицирования..................................................104
IV.2. Музыкальное образование в начальной
и средней школе Красноярска (1895-1920)........................135
IV.3. Красноярское общество любителей музыки и литературы. От любительского музицирования -
к созданию Народной Консерватории............................. 163
Заключение...........................................................180
Литература.......................................................... 188
Приложение. Хронологическая таблица, копии архивных
документов, фотографии............................................... 219
22
В диссертации использованы данные, почерпнутые из научных публикаций современных авторов и творческих коллективов. Важные сведения об общих процессах, протекавших в культурной среде сибирских городов названного периода, почерпнуты из коллективной монографии «Музыкальная культура Сибири» (326-329).
Большой интерес вызывают научные работы Ю.Г. Марченко «Музыкальное образование в Сибири (20-е годы XX века)» [322], разносторонне осветившего ситуацию в Сибири в послеоктябрьский период, труды Т.Л. Роменской о музыкально-просветительской деятельности декабристов в Сибири [353, 354] и Н.К. Чернышевой об общественно-политических взглядах первого гражданского губернатора Енисейской ^бернии А.П. Степанова [374].
Книги Т.С. Комаровой «Сибирские письма декабристов. 1838-1850» [359] и «Василий Львович Давыдов. Сочинения, письма» [283] стали источником информации о становлении домашнего музицирования и культурной среды Красноярска середины XIX века. Следует отметить дипломную работу выпускницы КГА-МиТ Светланы Штумпф «Музыка в жизни декабристов в период сибирской ссылки» [379], позволяющую воссоздать период зарождения культурных процессов в сибирском регионе и степень участия в нем декабристов.
Ряд исторических трудов исследователей: Л.П. Бердникова [263], Г.Ф. Бы-кони [265-268], О.В. Громовой [281], Л.И. Лифшиц [321], П.Н. Мешалкина [324] и т.д. сформировали представление об административных переменах в Красноярске, развитии его экономической и социально-культурной жизни. Результаты исследований об условиях развития средней школы, зафиксированные в монографии А.И. Шилова «Средняя школа Восточной Сибири конца XIX - начала XX вв.» [376], а также в сборнике «Народное образование в Красноярском крае» [335] были использованы в разделе об уроках пения в общеобразовательной школе.
Научная повита исследования. Настоящая диссертация является первым исследованием, посвященным изучению музыкального образования в Красноярске XIX - начала XX века. Впервые это явление рассматривается в его целостности, в соотнесении с общими культурными процессами. Проведена обширная ра-
23
бота по максимально полному выявлению и систематизации архивных материалов и документов. Их обнаружение, изучение и научное осмысление позволяет ввести в научный обиход новую документальную и источниковедческую информацию, хранящуюся в государственных архивах Красноярского края, Томской и Новосибирской областей, личных фондах горожан и периодических изданиях газет и журналов. Это даст возможность проследить за динамикой процесса становления музыкального образования в городе. Автором диссертации предложена периодизация исторических процессов формирования музыкального образования в Красноярске в XIX - начале XX века.
В настоящей диссертации впервые введены в научный обиход сведения, почерпнутые из анализа документов Государственного архива Красноярского края (ГАКК), среди которых фонды: дирекции народных училищ - ф-3 (1 оп., 1866 д.), Красноярской городской управы - ф-161 (3 оп., 3916 д.), Красноярской городской думы - ф-173 (1оп., 2474 д.), Женской гимназии - ф-265 (1 оп., 620 д.), Учительской семинарии - ф-349 (1 оп., 450 д.), Красноярского учительского института - ф-355 (1 оп.), Красноярской 2-й женской гимназии O.I I. Ициксон - ф-631 (1 оп.), Красноярского духовного училища Енисейского Губернского епархиального совета - ф-254 (1 оп., 134 д.), Енисейского губернского управления - ф-595 (8 оп., 25т., 123013 д.), Енисейского губернского по городским делам присутствия - ф-628 (1 оп.), фонды начальных училищ - фф.- 360, 408, 433, 435,480,481, 571, 583, 810, 855; фонды общественных организаций - фф. -118, 155, 571, 690: фонд Ен ГубОНО- ф. р-93 (Зоп., 1186д.); личные фонды горожан, занимавшихся краеведением: Г.В. Юдина-ф-796, С.Н. Мамеева (р-1675), A.B. Гуревича (р-1839).
В исследовании впервые:
• предложена периодизация развития музыкальной культуры и музыкального образования в Красноярске от истоков до начала XX века;
• анализируются сохранившиеся в архивных источниках программы обучения пению и музыке в средней школе и духовных учебных заведениях;
- Київ+380960830922