Ви є тут

Архив П. И. Чайковского : Текстологические и биографические исследования. Творчество и жизнь

Автор: 
Вайдман Полина Ефимовна
Тип роботи: 
Докторская
Рік: 
2000
Артикул:
1000321723
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Научный доклад выполнен в Государственном Доме-музее П.И.ЧайковскоГов Клину
Официальные оппоненты:
Варунц В.П. - доктор искусствоведения, профессор
Вязкова Е В. - доктор искусствоведения, профессор
Левашов Е М. - доктор искусствоведения, профессор
Ведущая организация - Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н.А.РимскогО'Корсакова
Защита состоится Я... декабря 2000 года в час. на заседании
Диссертационного Совета Д 092 10 03 при Государственном институте
искусствознания Министерства культуры Российской Федерации (103009, Москва, Козицкий пер., 5).
С опубликованными работами и научным докладом ГГЕ.Вайдман можно ознакомиться в библиотеке Государственного института искусствознания.
Научный доклад разослан £. ноября 2000 года.рО С С14 Й 6 К А Я
ГОСУДАРСТВЕННАЯ
БИБЛИОТЕКА
1660*1 -6-0/
Ученый секретарь диссертационного Совета кандидат искусствоведения
А. В. Лебедева-Емелина
Содержание
Введение _______________________________________________ 4
I. Архив П.П.Чайковского как предмет мушкальноЙ науки______________ 8
Личность творца и его архив как исторический источник________
8
Типы творческих рукописей Чайковского, методология их изучения и
издания __ 11
11« Архив П.Й.Чайковского и биографии композитора__________________ 17
Книга М.И.Чайковского «Жизнь Петра Ильича Чайковского» как
исторический источник и литературный памятник____________________ 17
Архив композитора и биографии П.Й.Чайковского XX века___________ 25
Проблема мифологизации в биографике Чайковского: истоки и
моги вы__________________________________________________________ 30
III. Современные источниковедческие и методологические проблемы
научной биографии П.П.Чайковского______________________________________ 33
Биография как жанр и биографический метод__________________________ 34
Биография и творчество П.Й.Чайковского: типология связей___________ 43
Аспекты и источники научной биографии П.Й.Чайковского.
современное представление____________________________________ 47
Заключение_____________________________________._____________________ 59
Приложения
Список работ автора, послуживших основой для данного доклада_______________________________________________________ 61
Список основных трудов автора по проблемам доклада_____________________________________
63
2) методология изучения и издания рукописей композитора;
3) текстологические проблемы изданий сочинений Чайковского
4) проблема жанра биографии композитора и биографий Чайковского в отечественной музыкальной историографии;
5) современное представление об источниковедческих и мегодологических проблемах научной биографии Чайковского.
Подходом к решению этих проблем являются методологические разработки автора по изучению различных типов архивных документов, а также вопросов биографии композитора как жанра.
Актуальность темы определяется задачами, которые последние десятилетия российской истории поставили перед отечественным музыкознанием. К ним относится создание
• академических, научно комментированных полных собраний сочинений отечественных композиторов;
• указателей сочинений и персональных энциклопедий;
• исследований, обобщающих современные достижения исторической и музыковедческой наук, вводящих в обиход новые документальные источники и создающих, в конечном итоге, основу для современных биографий и монографических исследований;
• особая актуальность, поставленных в докладе проблем сфере биографики Чайковского обусловлена историческими обстоятельствами, в которых создавались жизнеописания этого композитора, сложившимися в разное время отношениям к тем или иным сторонам его личности, а также эволюцией общественного сознания второй половины Х1Х-ХХ веков.3
Практическая ценность доклада состоит в том, что выдвинутые здесь методологические принципы могут быть использованы при разработке концепций новых Полных собраний сочинений классиков отечественной музыки, персональных энциклопедий, биографий и монографий, а также в курсах истории русской музыки, источниковедения и текстологии.
Автором доклада подготовлено несколько научно комментированных изданий текстов произведений Чайковского и его творческих рукописей4. Часть работ автора заполняет «белые пятна» в знаниях о жизни и творчестве Чайковского. Эти исследования и публикации документальных материалов имеют значение и для смежных искусствоведческих наук.
Вместе взятые, отдельные разработки создают базу для создания новых творческих биографий этого русского классика.
3 Последнее жизнеописание Чайковского, автором которого был И Ф.Кунин вышяо в серии «Жизнь замечательных людей» в 1958 году. После фундаментальной монографий
И В. Туманиной (М., 1962.1968) прошло более четверти века. Многочисленные зарубежные монографии и биографии Чайковского последних десятилетий не оперируют в полном объеме документальными источниками. содержспцимися в отечественных архивах, не охватывают всей панорамы аспектов, которые продиктованы содержанием современной документальной базы:Garden £. Tschaikovsky.Londin. 1973:Brown D..Tschikovsky. A. Biographical anddd Crrltical Studi. Vol.. 1-4., London. 1978-1991; Poznamkyt A. The
. Quest for the Man. New York. /991
4 В дальнейшем ссылки в тексте доклада на отдельные работы автора или их группы даются с указанием цифры( в скобках), соответствующей нумерации в списке в Приложений
7
1. Архив П.И.Чайкоаского как предмет музыкальной науки.
Документальные источники, раскрывающие деятельность людей творческого труда, можно разделить на несколько групп. Одни документы фиксируют творческий процесс во всех его стадиях. Другие запечатлевают "строй мыслей и чувств художника". Третьи - это воспоминания современников. В отношении последних необходим строго научный и критический подход, так как по мере удаления от эпохи, в которую жил художник, традиционные представления о нем закрепляются в различных формах - в произведениях искусства, критических работах и исследованиях. И хотя со временем изменяются и сложившиеся прежде стереотипы восприятия, и принципы оценки, основой формирования образа художника, своеобразным фундаментом всегда остаются источники первой и второй упомянутых групп. Известные источники постоянно дополняются вновь открытыми или новой интерпретацией ранее обнаруженных документов (17,19,21).
Отечественная и зарубежная наука накопила большой опыт в изучении жизни и творческого наследия Чайковского. История изучения его архива в отечественной музыкальной историографии также имеет свою традицию (1). Однако, как уже говорилось, в последние годы все настоятельнее ощущается потребность в создании новых фундаментальных исследований по самым различным вопросам. Для них нужна обновленная и расширенная база документальных источников, основу которой составляет личный архив композитора, во многих своих чертах определяемых личностью фондообразователя.
Личность творца н его архив как исторический источник. Личность творца и его архив - категории неразрывно связанные между собой. Даже сохранность архива после кончины творца зависит от его личности, образа его жизни (1,2,55,60,61).
Для Чайковского было характерно стремление хранить все: письма, фотографии, программки, пригласительные билеты, меню торжественных обедов и приемов, счета и различные квитанции. Он всегда заботился о сохранении мгновений быстротекущей жизни (60,67). Именно поэтому Чайковский оставил большой и разнообразный документальный архив, в котором существенное место занимает собрание материалов, связанных с кругом общения композитора во время его многочисленных поездок по городам Западной Европы и Америки, а также переписка с коллегами, друзьями, просто знакомыми и почитателями его творчества. Комплекс материалов личного архива Чайковского (письма, фотографии, книги и ноты) создает его портрет как человека и музыканта в контексте жизни и культуры его времени.
Для музыкантов-исполнителей, которые в силу своей профессии всегда вся и «непоседливый» образ жизни, естественно наличие в их архивах комплексов зарубежных документов и материалов. Чайковский же, благодаря невероятной популярности своего творчества среди людей самых разных стран, особым чертам своего характера, стал первым русским музыкантом, вступившим в очень тесный творческий диалог с музыкальным миром Европы и Америки Это общение превосходило по масштабам творческие контакты его