Ви є тут

Раннеклассическая музыка : Эстетика, стилевые особенности, музыкальная форма

Автор: 
Шушкова Ольга Михайловна
Тип роботи: 
Докторская
Рік: 
2002
Артикул:
276009
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
Оглавление
Введение............................................................4
Глава 1.
Музыка в социальной структуре общества. Назначение музыки.
Музыка и наука.....................................................30
Глава 2.
Вопросы стиля в музыке XVIII века:
от барокко к классическому стилю...................................69
Глава 3.
Эстетика галантного стиля..........................................98
«Титул музыкант ... звучит похвально»............................99
«Истинное искусство ... всегда ищет естественность».............107
«Разум должен господствова ть»...................................118
«Приятность волнует и трогает слушателей».......................124
«Все голоса не должны быть одинаково трудны»....................130
Глава 4.
Эстетика чувствительного стиля....................................134
Глава 5.
Раннеклассическая сонатная форма..................................174
Экспозиция......................................................176
Разработка......................................................204
Реприза.........................................................219
Глава 6.
Аналитические очерки..............................................228
И.И.Кванц. Концерт для флейты с оркестром соль мажор.
I часть.........................................................228
К.Ф.Э.Бах. Фантазия с-moll (Wq 63, №6)..........................237
Adagio sostemito сонаты op.27 № 2 Бетховена.....................244
Заключение
253
Библиографический список
использованной литературы....................................259
Приложение 1
К.Ф.Э.Бах . Фантазия c-moll (Wq 63, №6)......................282
Приложение 2
Бирнбаум И.А. Непредвзятые замечания по поводу одного сомнительного места в 6 выпуске «Критического музыканта»
(перевод О.Шушковой).........................................286
Шайбе И.А. Ответ на непредвзятые замечания по поводу одного сомнительного места в 6 выпуске «Критического музыканта»
(перевод О.Шушковой).........................................298
31
с самим собой, которое не доступно никакому обладанию самым большим состоянием» (146, с.450).
Иначе ощушает и ведёт себя в окружающем его мире потомок средневекового рыцаря - дворянин: «Он царственен и божественен в том отношении, что чуждость и неподатливая враждебность мира им игнорируются. ... Дворянин демонстрирует себе и другим свои безупречность и совершенство. Для него жизнь - ото непрерывно длящийся лир» (Там же, с.455). Вся жизнь аристократа пронизана театральностью. Костюм, поступь, осанка, отточенные жесты, этикет, мимика, использование аксессуаров (трости, веера, платки), мебель, интерьер дома-дворца - все должно было подчёркивать его достоинство.
В средневековой культуре бюргер занимал серединное положение между рыцарем и крестьянином, оставаясь в тени культуры духовенства и рыцарства. В Новоевропейской культуре буржуа начинает занимать ведущие позиции, оказывая влияние и на другие сословия: «Буржуазным духом постепенно проникалась и те сословия, которые относились к буржуазии неприязненно и высокомерно. XVIII век уже несёт повсеместно торжество буржуазного духа, он оказывается неотразимо привлекательным для значительной части дворянства и других сословий и слоев общества. Это обстоятельство выразилось, в частности, в том, что буржуазное но своему характеру Просвещение стало ведущим течением в культуре XVIII века» (146, с.441). «Буржуазный вирус» предпринимательства захватил и тех, кто не был непосредственно ни торговцем, ни предприимчивым дельцом. Показателем перемен в социальной структуре общества стало формирование «делового дворянства» (это были родовитые дворяне, владевшие предприятиями, либо выступавшие в качестве пайщиков торговых компаний и т.д.). Социальные изменения затронули и самую большую часть населения Европы - крестьянство. Вплоть до конца XVIII века крестьянство существовало «как бы вне исторического времени», пока не начался процесс стремительного превращения его в
32
сельскохозяйственных работников - пролетариев или буржуа - фермеров (См.: 146, с.440).
В общем историческом процессе развития общества XVIII века германский социум имел свои отличительные черты, «следы» которых определяют специфику развития искусства. В отличие от Франции или Англии, в которых высшие группы среднего класса сравнительно рано входят в круг придворной элиты, Германии было свойственно достаточно глубокое различие между придворными и буржуазными кругами: социальный барьер высок, общение и контакты ограничены, различия в правах существенны.
После Тридцатилетней войны Германия переживала период ужасающего экономического истощения, и немецкая буржуазия была особенно бедна. Торговля, особенно международная, пришла в упадок. Большие торговые дома, обладавшие значительным капиталом, потерпели крах как вследствие смещения торговых путей, гак и долгой военной смуты. Основную часть бюргерства мелких городов отличала узость горизонта мысли. Литература и искусство были предметом роскоши, и на них у бюргера зачастую «не оставалось денег». Если во Франции наблюдалось тесное соприкосновение элементов различного социального происхождения, политическая активность буржуазии, ассимиляция интеллигенции придворными кругами, то в Германии высшие правительственные посты оставались, в основном, за дворянством, а в социальном общении аристократия достаточно жёстко отделяла себя от буржуазных элементов, что объясняется экономической слабостью последней и отсутствием у неё доступа к большинству ключевых позиций в государстве (См.: 192, с.63-64).
На протяжении XVIII века в буржуазных кругах Германии всё более отчётливо выделялась буржуазная интеллигенция, историческая роль которой мастерски описана Н. Элиасом: «В понятии культуры, в
противопоставлении глубины и поверхностности, во многих сходных