ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 1
1. БИОГРАФИЯ МАСТЕРА 7
2. ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ВОЗЗРЕНИЯ
- Взгляды Кунау, касающиеся церковной музыки
его времени 71
- О музыкальной звукоизобразительности и соотношении музыки и слова 88
- Роман «Музыкальный шарлатан» 97
3. ДУХОВНЫЕ СОЧИНЕНИЯ
- Немецкая духовная кантата: происхождение,
развитие, классификация 115
- Кантата в Лейпциге 130
- Духовная кантата в творчестве Кунау 144
- Латинские сочинения. Магнификат 179
- Страсти по Марку 189
4. КЛАВИРНОЕ ТВОРЧЕСТВО 197
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 241
ПРИЛОЖЕНИЯ
- Размышления кантора Кунау, касающиеся
школьной и церковной музыки 244
- Речь Иоганна Кунау, произнесенная
на погребении кантора Иоганна Шелле 249
- Предисловие Иоганна Кунау к публикации текстов
для церковной музыки на 1709-1710 церковный год 253
- Предисловие к изданию «Свежих клавирных плодов 260
- Предисловие к Библейским сонатам 264
- Истинный музыкант и счастливый виртуоз 287 {глава аз романа «Музыкальный шарлатан»)
НОТНЫЕ ПРИЛОЖЕНИЯ 307
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 328
1
ВВЕДЕНИЕ
Имя Иоганна Кунау, немецкого композитора, непосредственного предшественника И. С. Баха на посту кантора церкви св. Фомы, практически неизвестно широкому кругу любителей музыки. Что касается музыкантов-профессионалов, то им он знаком прежде всего как автор «Библейских сонат», в то время как многочисленные церковные сочинения композитора остаются, как правило, в тени. Между тем творчество этого музыканта, обстоятельства его жизни и деятельности, несомненно, заслуживают пристального внимания.
Талантливый композитор, литератор, образованнейший человек своего времени, Кунау проявил себя во многих областях. Занимая в течение двадцати лет пост кантора церкви св. Фомы и музикдиректора в Лейпциге, он делал все возможное для улучшения состояния музыки в церквях города. В творчестве Кунау сформировался тип новой церковной кантаты, который получил свое продолжение у И. С. Баха. Бесспорны достижения Кунау в области клавирной музыки. Он внес большой вклад в развитие немецкой клавирной сюиты и немецкой клавирной сонаты, явился новатором в области программной музыки.
В настоящее время, когда внимание музыковедов все чаще привлекают различные аспекты исследования эпохи барокко, а в исполнительской практике возрастает интерес к аутентизму, в поле зрения часто оказываются фигуры мало известные, либо известные лишь отчасти, но, безусловно, представляющие интерес в плане обогащения наших знаний о данной эпохе. Упомянем здесь работы М. Лобановой «Западноевропейское музыкальное барокко», М. Насоновой «Северонемецкая органная школа (органная
30
Городским судьей в эту пору был Христиан Капе, учившийся в университете в Лейдене, сопровождавший нескольких молодых аристократов, немецких и иностранных, в их путешествиях, предпринятых с целью получить образование [там же; 34].
В такой духовной атмосфере оказался в 1680 году Иоганн Кунау. Он и Титиус приехали в Циттау через пять лет после смерти прославленного Андреаса Хаммершмидта, который занимал здесь пост органиста, привлекая в город многих музыкантов. Для молодых людей предоставлялась возможность встретиться со многими известными личностями, в частности, с Христианом Вайзе, ректором гимназии и поэтом, который сыграл большую роль в развитии немецкой культуры.
При въезде в город Кунау был задержан. Из его документов следовало, что он недавно находился в городе, зараженном чумой. Ему отказывают во въезде, прежде чем он не пройдет сорокадневный карантин. На этот срок Кунау останавливается в поместье «АЙ-Нбткг», владельцем которого был Якоб фон Хартиг, в то время занимавший должность городского судьи. Это был человек редкой образованности. Он окончил Лейпцигский университет, усердно изучал юриспруденцию, но особенно интересовался естественнонаучными исследованиями. Его связывала дружба с Вальтером фон Чирнхаузом, философом и естественником. Хартиг много путешествовал, побывав в Италии и Франции. Свободно владея итальянским, французским, английским языками, он был большим знатоком литературы старого и нового времени. К тому же он проявил себя и на музыкальном поприще, занимаясь в свое время у лучших мастеров в Венеции, Риме, Париже, играл на клавире и лютне, пробовал себя в сочинении церковной музыки [МйпшсЬ, 1902; 28].
31
Кунау быстро вошел в контакт с хозяином дома, и Хартиг даже предлагал ему задержаться у себя на более длительный срок. Но по истечении карантина Кунау получает приглашение от Титиуса разделить с ним дом и столоваться у органиста церкви св. Иоганна Морица Эдельмана, известного музыканта и теоретика, автора труда «Применение консонансов и диссонансов», друга Вайзе. Молодого музыканта, несомненно, привлекала возможность познакомиться с этим человеком. Он принимает предложение и переезжает в дом Титиуса.
Однако общение с Эдельманом было недолгим. Шестого декабря 1680 года он умирает. Вместе с его смертью освобождается место органиста, и это дает Кунау возможность временно исполнять его обязанности. Через полгода 19 мая 1681 года внезапно умирает Титиус. Кунау тяжело переживает эту потерю и сочиняет пятиголосный мотет «Ach Gott, wie last du mich erstarren» («О Боже, как ты заставляешь меня цепенеть»), посвященный умершему другу - единственное духовное вокальное сочинение, напечатанное при жизни композитора. Он решает покинуть Циттау, но впоследствии отказывается от своего намерения. Обстоятельства благоприятствуют молодому музыканту. После смерти Титиуса освобождается место в канторате, и Кунау был в числе его возможных последователей. Кроме того, ему предоставляется возможность для более тесного общения с ректором гимназии Христианом Вайзе [Rimmbach,1964;9].
Роль Вайзе в развитии культурной жизни Циттау трудно переоценить. В короткий срок ему удалось сделать гимназию центром духовной жизни города, заведением, пользующимся успехом далеко за пределами Циттау, так что из многих областей в город съезжались молодые люди, желающие получить здесь
- Київ+380960830922