Ви є тут

Музыка в празднично-развлекательной культуре Петербурга первой трети XIX века

Автор: 
Савельева Юлия Владимировна
Тип роботи: 
кандидатская
Рік: 
2003
Кількість сторінок: 
393
Артикул:
133964
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение ---------------------------------------------------------- 4
Глава первая. Публичные развлечения и городская музыка 16
§ 1. Музыкально-зрелищные формы развлечений и их органицация — 16
§2. Уличное музицирование------------------------------------------ 31
§ 3. Зрелища, концерты, “вокзалы” в общественных садах ---------- 39
§ 4. Праздники, танцы и музыка в трактирных заведениях ------------ 52
§ 5. Балы, маскарады, “музыкально-театральные автоматы”
в клубах и частных домах-------------------------------------- 65
§6. “Развлекательные программы” в концертных залах и театрах 77
Глава вторая. Патриотические праздники, народные гулянья
и их музыкальное оформление-------------------------94
§ 1. Типологические особенности общественных
праздников --------------------------------------------------- 94
§ 2. Столичные торжества в честь победы в Отечественной
войне 1812 года и патриотическая музыка---------------------- 101
§ 3. Городские народные гулянья и их сценические версии------------133
( лава третья. Популярная музыка города
в песенниках и инструментальных
сборниках ------------------------------------------159
§ 1. Песенник и ег о структура----------------------------------- 159
§ 2. Танцы и песни в инструментальных
аранжировках ------------------------------------------------ 181
Заключение-------------------------------------------------------- 194
Приложения-------------------------------------------------------198
Приложение 1. Афиши и уведомления о представлениях,
концертах, зрелищах,балах и маскарадах---------------198
з
Приложение 2. Либретто дивертисментов и интермедий
на сюжет народных гуляний---------------------------221
Приложение 3. Тексты песен с комментариями
из песенника ---------------------------------------283
Приложение 4. Потные примеры --------------------------------------288
Иллюстрации -------------------------------------------------------340
Список сокращений------------------------------------------------- 355
Архивы ------------------------------------------------------------356
Список литературы------------------------------------------------- 362
38
Таким образом, складывается картина “бойкого уличного промысла”, в котором наряду с торговцами, зазывалами, разносчиками, участвовали и бродячие иностранные музыканты. Их внушительное число в Петербурге увеличивалось с началом весеннего сезона. В силу специфики музицирования сложно оценивать уровень исполнительства уличных музыкантов, так как он был достаточно пестрым. Вероятно, в большинстве случаев уровень исполнения являлся средним и низким, недаром встречаем эпитеты о “завывании”, “тяфканье”, “фальшивой игре”. Но были и мастера своего дела, виртуозы, в том числе профессионалы-шарманщики и голосистые тирольские певцы, которые вызывали восторженные отклики.
Уличная музыка в определенном смысле формировала образ городской музыкальной среды Петербурга, восприятие широкого круга горожан и принесла немалую пользу для простого народа “в образовании музыкального вкуса”: “простолюдины, прислушиваясь к правильным и приятным звукам шарманок, стали мало-помату петь романсы и новые русские песни, хотя и плохо, но с музыкальным тактом”. (76: 74).
39
§3 ЗРЕЛИЩА, КОНЦЕРТЫ, “ВОКЗАЛЫ” В ОБЩЕСТВЕННЫХ САДАХ
Общественный сад всегда являлся важнейшей частью городского пространства, но внутренняя жизнь его со временем изменялась: “его посещали, в нем гуляли, отдыхали, размышляли, развлекались - во всякую эпоху по-своему” (183: 17). В Петербурге находились ''некоторые весьма хорошие и приятные публичные сады и места для прогулок, где каждый во всякое время, один или с приятелями, свободно мог гулять и рассеиваться” (19: 30-31). Многие из них принадлежали частным владельцам и казенным ведомствам, но обычно были открыты для публики. Это обстоятельство способствовало тому, что здешние жители не знали недостатка в местах для прогулки, которому нередко подвержены жители других городов. К тому же благодаря так называемым "зонам общения” и приезжие достаточно быстро становились петербуржцами, адаптируясь к столичной жизни.
История петербургских садов ведет начало от царствования Петра I, который "любил сады и рощи, заботился об их разведении и строго карат гех, кто вопреки его указам, позволял себе рубить деревья и портить леса” (204: 114). При Петре I были основаны придворные сады, такие, как: Летний, Екатерингофский и Петровский. В это же время начали разводить сады и приближенные к нему лица. В царствование Екатерины II появились Эрмитажный, Таврический, Михайловский и другие придворные сады, значительно увеличилось и число частных. Развитие садов продолжалось и в течение XIX века, причем их количество постоянно возрастало: к 1838 году в Петербурге насчитывалось 1054 публичных и частных сада (156: 37-50), а к 1870-м годам - до 2000 (204: 116).