Ви є тут

Е. К. Голубев - композитор, педагог, музыкальный деятель

Автор: 
Санько Анатолий Константинович
Тип роботи: 
диссертация кандидата искусствоведения
Рік: 
2000
Кількість сторінок: 
154
Артикул:
1000301985
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Содержание
Введение Постановка проблемы 3
Обзор литературы и архивных материалов
Глава I. Жизненный и творческий путь 8
Глава II. ' Произведения Голубева 50
1. Характеристика музыкального
языка 50
2. Анализ отдельных произведений 95
2.1. Квинтет для арфы и струнного
квартета 95
2.2. Концерт для виолончели с оркестром 100
2.3. Шестая фортепианная соната 106
Заключение 113
Приложения Список произведений Голубева 115
Библиография ’ 123
I. Литература о Голубеве 123 (опубликованная и неопубликованная)
II. Литература об учителях и учениках 130 Г олубева
III. Другая литература по диссертации 134
Нотные примеры * 136
Введение. Постановка проблемы. Обзор литера туры и архивных материалов.
Евгений Кириллович Голубев (1910-1988) - одна из
значительных фигур в музыкальной жизни Москвы и России XX века. Специальных больших исследовательских работ о его творчестве и всех других сторонах его деятельности не создавалось. Между тем, личность композитора, его взгляды, сочинения, педагогическая работа заслуживают пристального внимания и изучения. Задачей данной диссертации является монографическое исследование, которое освещает разные стороны деятельности Голубева - композиторскую, педагогическую и организаторскую.
Литература о Голубеве невелика. Монографий и диссертаций нет. Существуют две дипломные работы: первая из них
принадлежит выпускнице Саратовской консерватории Э.Богдановой - “Принципы формообразования и тематического развития в фортепианных сонатах Е.Е.Голубева” (1974), вторая - выпускнику Московской консерватории П.Плотникову - “Е.К.Голубев - Пятая симфония (к проблеме характеристики стиля)” (1979). Имеются статьи - М.Андриасовон “Концерты Е.Голубева”, Е. Гуревич “Евгений Голубев - композитор и педагог”, небольшие статьи Е.Иконникова, А.Альшванга, И.Мартынова, А.Соловцова. Ю.Тюлина. Представляют интерес рецензии композиторов на сочинения Голубева - А.Лепина, А.Хачатуряна, Л. Грабовского. Особую ветвь образуют статьи учеников Голубева о своем учителе -Т.Николаевой, А.Шнитке, 10.Воронцова, А.Головина (см.
Библиографию).
Ряд ценных материалов, составивших источниковедческий аспект данной работы, был найден автором диссертации в РГАЛИ.
3
М.Л.Старокадонский, М.ТЛулебаев, А.И.Хачатурян, В.Я.Шебалин и многие другие. В Мясковском сочеталось дарование выдающегося симфониста и замечательного педагога. По словам Б.Асафьева, Мясковский был "художественной совестью нашей музыки". Николай Яковлевич удивительно тонко и прозорливо развивал индивидуальность своих учеников, воспитывал их музыкальный вкус. Именно он подсказал Голубеву сюжет оратории "Возвращение солнца" - его дипломной работы. Приведу воспоминания Голубева о Мясковском: "Всем своим обликом, всей своей жизнью был он для нас недосягаемым примером. Он не пропускал ни одного концерта, в котором исполнялись новые произведения. Создавалось впечатление, что связь с ним никогда не прерывалась". (Голубев. Дневники)
Другой учитель, которого Голубев всегда вспоминал с большой любовью и глубокой благодарностью - Николай Сергеевич Жиляев (1861 - 1938). Н.С.Жиляев был учеником и. воспитанником
р
С.И.Танеева. Он преподавал в Московской консерватории с 1925 по 1937 год. Это был человек необычайно редкой эрудиции, обладавший большой притягательной силой. У Жиляева учились
A.В.Станчинский, А.Н.Александров, С.Е.Фейнберг, Л.К.Книппер,
B.М.Юровский, В.Г.Фере, Ю.В.Келдыш, Ю.МЛцевич, В.А.Власов, И.Я.Рыжкин, В.В.Нечаев. О.К,Эйгес, С.С.Скребков, К.П.Кондрашин, Д.В.Житомирский, Ф.Е.Витачек и другие. На жиляевских "шестидневках" можно было встретить А.А.Касьяцова,
Н.П.Ракова, Л.Н.Оборина, З.Л.Компонейца и многих других. А вот что писал музыковед Д.В.Житомирский о Жиляеве: "Авторитет Жиляева возник благодаря редкому сочетанию в нем некоторых качеств: общей гуманитарной культуры, музыкально-теоретических
и
знаний, феноменальной памяти, тонкой художественной интуиции (увы, не всегда свойственной теоретикам искусства!) и, наконец, безупречно выработанной композиторской техники. И вот что еще важно: оценки Жиляева были не просто суждениями
высокообразованного эксперта, в них незримо присутствовали аспекты нравственные и эстетические, что роднило Николая Сергеевича с его учителем (С.И.Танеевым - A.C.). Жиляева нельзя было поставить в зависимость от каких-либо внешних обстоятельств - от ''положения” автора, от моды, от эффектных претензий автора или от актуального названия пьесы. Он судил только по существу, придавая решающее значение критериям содержательности, оригинальности, музыкальной ценности материала, в целом - учитывая меру ответственности автора перед самим собой, перед своим временем и культурой прошлого. Вот чему и в наше время полезно было бы поучиться у Жиляева и ради чего нужно не забывать о нем". (II. Жиляев, с.Ю)
Совершенно исключительное место в многогранной деятельности Жиляева занимала его редакторская работа в музыкальном издательстве, где его авторитет не имел себе равных. Он редактировал всю музыкальную классику, был инициатором академических изданий Листа, Скрябина, Дебюсси и других композиторов. Он же нашел рукопись и впервые издал в 1933 году юношескую симфонию Дебюсси. Жиляев уделял много внимания пропаганде творчества советских композиторов. Он один из первых угадал талант С.С.Прокофьева, написав о нем в 1922 году как о гениальном композиторе. Статьи Жиляева о Григе, Шопене, Шумане, Прокофьеве, Бартоке, рецензии на выступления
15