2
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ с.З
Глава 1. ТВЕРСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ В ПЕРИОД ПОЗДНЕГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ (XVI-XVII вв.) с. 10
1.1 Певчие дьяки тверского Владычиего двора и тверских монастырей
с. 11
1.2 Опекаловский распев - шедевр древнерусского певческого искусства, бытовавший на тверской земле с. 18
1.2.1 Опекаловский распев и Старицкий Опскалов монастырь
с. 18
1.2.2 Именование опекаловского распева с. 32
1.23 Характеристика песнопений опекаловского свода
и некоторые особенности их бытования с. 36
Глава 2. МУЗЫКАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ ТВЕРИ И ТВЕРСКОЙ ГУБЕРНИИ В XVIII-XIX вв. с. 43
2.1. Архиерейский и семинарский хоры - центральный очаг тверской музыкальной жизни с. 44
2.2. Светская музыкальная жизнь: салон вел. кн. Екатерины Павловны в Императорском дворце с. 48
23. Тверские оркестровые и хоровые коллективы с. 53
2.4. Музыкальные общества Твери и Тверской губернии с. 60
Глава 3. ПЕРСОНАЛИИ ТВЕРСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ЖИЗНИ с. 69
3.1.1. Тверские связи Роберта и Клары Шуман с. 69
3.2.1. Кашинский помещик H.H. Лодыженский и балакиревский кружок
с. 76
3.2.2 Тверские материалы к биографии H.H. Лодыженского
с. 86
3.2.3 Романсы H.H. Лодыженского с. 89
3.3.1 Тверской период жизни A.B. Александрова с. 95
ЗАКЛЮЧЕНИЕ с. 104
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ с. 111
ПРИЛОЖЕНИЕ I с. 121
ПРИЛОЖЕНИЕ II с. 145
3
ВВЕДЕНИЕ
Общая характеристика работы
Настоящая диссертационная работа задумана как музыкально-краеведческое исследование широкого временного диапазона, который охватывает три столетия -от второй половины XVI века до 1917 года. В работе исследуются те события музыкальной жизни, которые принято связывать с профессиональной музыкальной культурой.
В ней рассматриваются вполне сложившиеся, традиционные формы музыкальной жизни. Соответствующие разделы диссертации посвящены истории существования тверских оркестровых и хоровых коллективов, музыкальным обществам Твери и губернии, а также аристократическому светскому салону изящных искусств, функционировавшему здесь в Императорском дворце.
Мы, безусловно, отдаем отчет в том, что процесс музыкальной жизни во всех крупных провинциальных городах России наладился, окреп и сформировал устойчивые формы бытования лишь на протяжении XIX века. Тем не менее, считаем необходимым исследовать и такое значительное явление монастырской музыкальной культу ры как опекаловский распев, бытовавший на территории Старицкого княжества во второй половине XVI века. В ходе его изучения нам удалось собрать уникальный материал о профессиональных музыкантах-распевщиках Тверского региона периода позднего средневековья.
В работе усилен краеведческий аспект, иными словами, при исследовании каждого избранного явления мы, прежде всего, стремились выявить его отношение к Тверскому региону.
Имеющаяся литература по тверской музыкально-краеведческой теме крайне скудна и насчитывает лишь несколько названий. При общей благоприятной ситуации, сложившейся в сфере местного краеведения, область профессиональной музыкальной культуры оказалась не изученной.
Даже в большом энциклопедическом справочнике “Тверская область”1, который начал готовиться с 1982 года и, по словам составителей, является универсальным, в большом вступлении под названием “Общие сведения” не нашлось места статье, посвященной музыкальной жизни города и области. Тем большее недо-
1 Тверская область. Энциклопедический справочник. - Тверь: Тверское областное книжно-журнальное издательство, 1994.
книг”, выполненные спустя десять лет - в 1626 г., вскоре после окончания Смутного времени16. Итак,
Район Тверского Кремля
1) 17/ [...] В улицу идучи от Волских ворот [...] двор певчей дьяк Пятой Сергеев. Волжские ворота находились примерно на уровне Старого моста через Волгу и вели на улицу вдоль Кремля;
2) 106/ [...] а земля владычня певчего дьяка Пятого Сергеева а живет в городе11 \
1) 20/ В той же четверти пустые дворы: двор пуст архиепископля певчего дьяка Сергея Ярыщова
Двор Сергея Ярыщова упоминается в перечне дворянских и боярских дворов от Волжских ворот до церкви Ивана Милостивого на правой стороне по Большой улице по Никольские ворота - иными словами, это угол Тверского Кремля - ныне здесь, в городском саду находится колесо обозрения. Во втором источнике Сергей Ярыщов не упоминается. Скорее всего, это имя относится к концу XVI столетия. Поскольку двор Сергея Ярыщова находился в том же месте, что и двор Пятого Сергеева, можно предположить, что первый приходился второму отцом.
Дворы Затьмацкого посада
1) 34/ На том же Затьмацком посаде дворы архиепископских детей боярских: двор певчего дьяка Ивана Лаптева двор вдовы певчего дьяка Смирнова жены Лаптева Богданы || двор певчего же дьяка Богдана Козы;
2) 105/ По берегу по Тмаке во дворе владычень певчий дьяк Иван Лаптев, а под двором место владычне; место пусто вдовы Богдана певчего дьяка Смирнова жены Лаптева померли, а то место владычне.
Имеется в виду безымянная вдова певчего дьяка Богдана Лаптева; Смирной -его русское имя, Богдан - имя, данное при крещении.
2) 102/место пусто владычня певчего дьяка Евтифея Лаптева;
2) 107/ От Варвары Святой идучи к Пречистой в посад, по правой стороне позади Иванова места Лаптева [...] место келейное Андрюшки Бочара, а владеет певчей дьяк Иван Лаптев; [...] 4 места пусты келейные, пашет их владычень певчей дьяк Иван Лаптев; [...] От Мины Великого идучи той же дорогою, назад к Варваре
16 1626 г. Выпись из тверских писцовых книг Потапа Нарбекова и подьячего Богдана Фадеева.-Тверь, 1901.
17 Второй источник упоминает Пятого Сергеева также и в перечне дворов Затьмацкого по-
Святой [...] место пусто поповское а владеет впадычень певчей дьяк Иван Лаптев;
2) 121/Храм древян клецки во имя Мины Виктора и Викентия [...] позади Мининской полянки бывали 4 места дворовых владычных детей боярских, а ныне же пашет певчей дьяк Иван Лаптев.
Получается, что у архиерея на службе певчими дьяками служили несколько Лаптевых, возможно, родственников. Следовательно, певческая профессия у них была семейным делом, а профессиональные навыки передавалась по наследству, скажем, от старшего Богдана - к более молодым представителям семейства: Ивану и Евтифею. Иван Лаптев - наиболее состоятельный - владел одним двором, двумя местами, а распахивал 8 келейных мест в различных районах Твери. Церковь Мины, Виктора и Викентия располагалась в районе суворовского училища, возле нынешнего сквера с памятником И.А. Крылову.
2) 96/место пусто старого соборного протопопа Василия; во дворе архиепискупль певчей дьяк Ларион Богданов; место владычне, а владеет местом певчей дьяк Ла-рион Богданов;
1) 35/ На том же Затьмацком посаде пустые дворы: двор архиепископля певчего дьяка Микиты Микитина;
2) 102/ пустое место да певчего дьяка Микиты Микитина18.
Певчие дьяки Тверского Владычнего двора селились на дворовых местах, которые принадлежали архиепископу. В основном это были дворы на территории тверского Кремля или в Затьмацком посаде. О Пятом Сергееве сказано, что имея двор в Затьмацком посаде, он живет в городе. Возможно, проживание в городе было более безопасным в сравнении с посадом.
Загородский посад
1) 58/ Идучи из Рыболовой к царю Констянтину [...] место пусто архиепискупля подьяка Ивашка Шевелюхина'9.
Род певчего дьяка Ивана Шевелюхина упоминается в Синодике Оршина монастыря20. В конце XVII века Оршин монастырь был приписан к архиерейскому двору. Обратим внимание также на то, что дворовое место Шевелюхина было пустым в 1626 г. Тем не менее, на протяжении нескольких десятилетий архиерейский по-дьяк Ивашка превратился в певчего дьяка Ивана Шевелюхина.
18 Возле церкви Петра и Павла - ныне район суворовского училища в Твери.
19 Подьяк Ивашко Шевелюхин жил на территории нынешней улицы Вольного Новгорода.
20 1689 г. Синодик Оршина монастыря. ГАТО. Ф. 1409. Он. 1. № 1776. Л. 169.
- Київ+380960830922