Ви є тут

Музыкальная культура Тамбовского края, 1786-1917 гг.

Автор: 
Казьмина Елена Олеговна
Тип роботи: 
диссертация кандидата искусствоведения
Рік: 
1786
Кількість сторінок: 
256
Артикул:
1000237783
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ................................................. 3
Глава I. МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ НА ТАМБОВЩИНЕ 15
1. Музыкальное воспитание и образование в духовных учебных заведениях XIX - начала XX веков...... 15
2. Некоторые вопросы музыкального воспитания и образования в светских учебных
заведениях (1786-1917)............................. 32
3. Музыкальные классы -
музыкальное училище ТОИРМО......................... 45
Глава II. ХОРОВАЯ КУЛЬТУРА ТАМБОВСКОГО КРАЯ............. 52
1. Пение в храмах Тамбова...........................53
2. Светские хоры и их дирижёры (40-е годы XIX -
начало XX века).................................... 63
3. Музыкальная публицистика начала XX века
и хоровое искусство.................................76
Глава III. ТЕАТРАЛЬНАЯ СЦЕНА ТАМБОВЩИНЫ................. 87
1. Музыкально-театральная сцена
Тамбова (1786-1917)................................ 87
2. Театральная жизнь уездов (1792-1917)............116
Глава IV. КОНЦЕРТНАЯ ЖИЗНЬ ТАМБОВА......................134
1. 1786 - 1878 годы................................134
2. 1879 - 1917 годы................................143
ЗАКЛЮЧЕНИЕ .............................................175
ЛИТЕРАТУРА ............................................ 184
ПРИЛОЖЕНИЯ.............................................203
3
ВВЕДЕНИЕ
В отечественном музыкознании с течением времени всё более возрастает интерес к теме «Музыкальная культура русской провинции». Её краеведческий аспект неизменно актуален. О важности проведения музыкально-краеведческих исследований, необходимости изучения местных музыкально-исторических материалов писали в 20-30-е годы XX века известные учёные М.П.Алексеев, Б.В.Асафьев (2; 8). Между тем музыкальное краеведение долго оставалось мало востребованной отраслью научного знания. Только в последнее тридцатилетие оно развивается как самостоятельная научная область, но этап её становления ещё не завершён. В процессе изучения музыкальной культуры различных регионов России нарабатываются методология и понятийный аппарат краеведческих работ. Сегодня вектор научной мысли направлен на расширение географии её объектов, углубление проблематики, выявление типологических и специфических параметров бытования музыки в провинции для воссоздания более полной и объективно обоснованной картины общероссийского музыкально-исторического процесса, где провинции отводится роль хранительницы коренных вековых традиций.
Краеведческие исследования развенчивают устоявшиеся с прошлого века оценки и представления, вкладываемые в понятия «провинция», «провинциальная культура» как нечто архаичное, застойное - «пропылившийся бархат кулис», как дешёвое подражание новым веяниям в искусстве, отсутствие интеллектуального начала и плохой вкус. Эти работы открывают миру глаза на богатые, плодоносные музыкальные традиции русской провинции, ее неповтори-
24
народные песни. Хор привлекался к участию в общественной жизни города. Например, в народных чтениях к 25-летию кончины И.С.Тур-генева он иллюстрировал состязание певцов из «Записок охотника» исполнением песен «Я посею ли млада-младенька», «На заре-то было, на заре» и сочинениями Глинки, Даргомыжского, Римского-Корсакова в народном стиле. Заметную роль сыграл Лебедев и в развитии культуры Тамбовского края в целом.
Существенным для расширения репертуара церковных хоров явилось издание «Обихода Тамбовских гласовых напевов», составленного Лебедевым (2-е изд. 1913). Данный труд оценивался коллегами как своеобразная настольная книга регента: «Имея этот Обиход, сельский или другой хор может вполне обходиться без других нотных изданий, по крайней мере на первых порах устройства хора; а гласы тамбовского напева ещё будут постоянно необходимы, их нет нигде ещё записанных и изданных»8.
Помимо хормейстерской деятельности В.Лебедев первым в Тамбовской губернии занялся разработкой специальной методикоучебной литературы для учителей церковного пения средней и начальной школы. Эти работы публиковались в Тамбове.
В работе «Обучение пению в начальной школе» Лебедев, говоря о роли пения в учебном процессе, определил задачи, объём и цели церковного пения в школе, методы его преподавания, подразделив их на синтетический, аналитический и аналитико-синтетичес-кий. Таким образом принципы обучения, декларированные в 1899 году Лебедевым, актуальны и сегодня. Важнейший методический принцип работы педагога был выражен так: «...чтобы учитель не навязывал новых сведений ученикам, но чтобы сами ученики, при пос-
8.Тамб. епарх. ведомости.-!914.- № 5.- С.167-168.
25
редстве руководящих вопросов учителя, усилиями ума и воли добывали себе нужные сведения, выводя их из прежде известного им материала. Каждое новое сведение должно быть тесно связано с ранее известными ученикам знаниями, а не должно входить в сознание ученика как отрывочное знание, с другими знаниями внутренним образом не связанное»9. На наш взгляд, здесь заложено зерно современной дидактики - метода проблемного, развивающего обучения.
Практическую ценность имели «Критико-библиографические заметки по литературе церковного и вообще школьного пения». В них Лебедев кратко проаннотировал содержание опубликованных теоретических трудов, учебных пособий и руководств российских авторов, нацелил учителей на использование этой литературы в педагогической практике (см.: 144)
Одобрение Учёного совета С-Петербургской консерватории и его рекомендации к публикации получили работы В.Лебедева «Добрые посевы» - учебник и хрестоматия для народных школ (1911) и «Сборник песен для русской школы с поясняющим предисловием и краткими биографиями композиторов» (1912).
Сказанное убеждает, что фигура священника В.В.Лебедева неординарна. Его имя, незаслуженно забытое в прошедшие годы, должно сегодня найти своё место в музыкальной педагогике.
Для внеклассной работы семинарии регулирующую роль сыграли циркуляры Синода 1907 и 1908 годов. Они официально закрепили сложившуюся практику эстетического воспитания через светское музицирование и установили обязательное обучение игре на скрипке, а по возможности и на клавишном инструменте. На основании
9. Тамб. епарх. ведомости.- 1899.- № 27. - С.689-690.