Содержание
Введение с.-4
ГЛАВА 1: Русский конструктивизм в контексте общих художественных тенденций в отечественном искусстве 1920-х годов
1.1. К истории возникновения конструктивизма с.-14
1.2. Некоторые аспекты эстетики конструктивизма с.-23
1.3. Конструктивизм и близкие ему направления с.-30
1.4. Конструктивизм в разных областях искусства с. -49
1.4.1. Живопись с.-50
1.4.2. Архитектура с.-70
1.4.3. Театр с.-80
1.4.4. Поэзия с.-94
1.4.5. Кинематограф с.-107
1.4.6. Музыка с. -109
1.5. Универсальные черты русского художественного
конструктивизма c.-lll
ГЛАВА 2: О понятии музыкального конструктивизма
2.1. Музыкальный конструктивизм: за и против с.-119
2. 2. Современное музыкознание о конструктивизме С.-121
2. 3. Рациональный и прикладной виды конструктивизма (РК и ПК)
в музыке с. -126
2. 4. Признаки прикладного музыкального конструктивизма
2.4.1. Тематика с.-137
2.4.2. Звукоизобразительность с.-139
2.4.3. Мелодика и Ритм с.-141
з
2.4.4. Фактура ' с.-143
2.4.5. Гармония с.-145
2.4.6. Остинато: прием и форма с.-149
2.4.7. Другие формы с.-152
2.4.8. Тембры и оркестр С.-153
ГЛАВА 3: Эстетико-аналитические этюды о музыкальном конструктивизме и композиторах-конетруктивистах
3.1. Шумовая музыка с.-155
3.2. О конструктивизме А.Мосолова с.-159
3.3. Конструктивистские тенденции в творчестве С.Прокофьева с.-184
3.4. Конструктивистские тенденции в творчестве Д.Шостаковича с.-192
3.5. В.Дешевов и конструктивизм с.-201
3.6. Магия названия. Л.Половинкин с.-237
3.7. Композитор В. Задерацкий (1891 — 1953): еще один классик
русского конструктивизма? с.-240
3.8. Параллели:
3.8.1. Заводы и фабрики с.-256
3.8.2. Рельсы и поезда с. -268
Заключение Список сокращений Библиография
С.-274 с.-282 С.-284
29
пор искусством»1. Подобное суждение связано с поиском «нового сознания в искусстве», взращенного не только социальной, но и технической революцией. «Первую скрипку» в гимне революции играет город, во многом породивший саму поэтику конструктивизма. Приведем мнение того же Асафьева: «Я все время подчеркивал эпитет революционности... Революцию создал город. Класс, ведущий революцию, - питомец города и эпохи индустриализма»2. Именно в 1920-е годы появляется и новый синтетический жанр - массовые действа, воспевающие все тот же революционный город. Не случайно. Ведь город — центр общественной жизни, символ множества, массы.
Но у революционной массы есть еще одно определение - рабочая, трудовая. Также и труд художника подчиняется главной цели -«жизнесгроению», «созданию квалифицированного быта»-*. Творчество должно быть функционально оправданным и востребованным: «Сапожник делает сапоги, столяр - столы. А что делает художник?» Артист не может просто «творить» — это «неясно и подозрительно». Ведь «Коммуне ни жрецы, ни дармоеды не нужны. Только люди труда найдут в ней место. Если художники не хотят разделить участь паразитирующих элементов, то должны доказать свое право на существование...»4.
«Мы были за новый мир, мир индустрии, техники и науки.
Мы были за нового человека, мы его чувствовали и не совсем ясно представляли в будущем...».
А. Родченко5
1 Конструктивизм. Наброски доклада В.Ф.Степановой, 1921. Рукопись. Собрание В.А.Родченко. Цитата по: Сидорина Е. Русский конструктивизм: истоки, идеи, практика. С. 54. Выделено мной - С.М.
2 Глебов И. Русская музыка на 10 лет. С. 9.
3 Арвшпов Б. Об агит- и прозискусстве. - М., 1930. С. 9.'
4 Брик О. Художник и Коммуна. //Изобразительное искусство. 1919. № 1. С. 25-26.
5 А.М.Родченко: Статьи. Воспоминания. Автобиографические записки. Письма / Сост.
В.А.Родченко. - М., 1982. С. 62.
зо
1.3. Конструктивизм и близкие ему направлення
Сложность общей культурно-художественной ситуации 1920-х годов отражает составленная автором хронологическая таблица направлении. Она не претендует на всеохватность, так как учесть все нюансы возникновения как родственных, так и далеких тенденций практически невозможно. В центр нашего внимания попали те направления, которые каким-либо образом отражают интересующую нас парадигму прошлого века - зависимость искусства от НТП. Сведения об общеизвестных направлениях, как, например, нововенская школа, не упоминаются во избежание перегруженности таблицы.
Хронологическая таблица1
Год Музыка Другие виды искусства Теоретические обоснования
1907 Во Франции зарождается кубизм. Одним из главных отличительных признаков направления становится конструирование объемной формы на плоскости с помощью расчленения ее на геометрические элементы. Впоследствии творчество главных основоположников кубизма - П.Пикассо и Ж.Брака - окажет значительное влияние на Ф.Бузони выпускает манифест «Эскиз новой эстетики музыкального искусства», в котором призывает обогащать оркестр звучанием новых инструментов и искать нетрадиционные способы применения старых инструментов. Позже эта идея будет принята футуризмом.
1 Большая часть сведений собрана автором диссертации и имеет отношение к конструктивизму и близким ему тенденциям. Информация, выделенная курсивом, была заимствована из следующих источников:
- Воробьев И. Русский авангард и творчество Александра Мосолова 1920-х - 1930-х годов. -СПб, 2001. Далее сокращенно - В.
- Никое А. Русский Авангард. Далее сокращенно - Н.
- Київ+380960830922