Ви є тут

Совершенствование профессиональной подготовки музыкантов-исполнителей : Из опыта работы фортепианного факультета Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского

Автор: 
Слуцкая Лариса Евдокимовна
Тип роботи: 
Из опыта работы фортепианного факультета Московск
Рік: 
2000
Кількість сторінок: 
180
Артикул:
1000262159
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Содержание
Введение............................................................3
Глава I: Содержание, организация и формы обучения в музыкально-
исполнительском (фортепианном) классе..........................10
§1. Учебный репертуар и проблема профессиональной эволюции
музыканта-исполнителя..........................................10
§2. Самостоятельная (домашняя) работа студента как ключевое звено
целостного музыкально-образовательного процесса................18
§3. Звукозапись в структуре самостоятельных занятий музы кантов-
исполнителей...................................................33
Глава II: Художественно-содержательные и технические аспекты
музыкальной образности........................................ 44
§ 1. Категории «объективного» и «субъективного» в музыкальноисполнительском творчестве.....................................44
§2. Профессиональные аспекты формирования технических (пианистических) умений и навыков..................................50
§3. Сценическое волнение как профессиональная
и психолого-педагогическая проблема.........................60
§4. Международные исполнительские конкурсы : «pro et contra».......75
Глава III Учитель и ученик как субъекты целостного учебнообразовательного процесса......................................85
§1. Музыкально-исполнительский (специальный) класс: проблемы
межличностного и творческого общения...........................85
§2. К вопросу о социокультурных характерологических и профессиональных параметрах современной учащейся молодежи........95
§3. Музы кант-педагог: профессия и личность.......................120
§4. Задачи, структура, содержание и формы проведения урока в
музыкально-исполнительском классе.............................141
Заключение........................................................166
Список литературы ..............................................170
з
Введение
Совершенствование профессиональной подготовки музыкантов-исполнителей, адаптация практики обучения к реальным условиям времени - одна из основных, принципиально важных задач, стоящих перед современными музыкальными учебными заведениями различных типов и категорий.
Исходя из этого требования, автор поставил целью проследить процесс подготовки пианистов в Московской консерватории и определить, в какой мере сохранились традиции русской, в частности московской, фортепианной школы, оказались ли они достаточно прочными и животворными, чтобы не только быть и сегодня мощным фундаментом педагогического процесса, но и дать импульс к его дальнейшему развитию и обогащению. Традиции в искусстве, как известно, не остаются неизменными; сама категория «традиция» — категория динамичная, постоянно обновляющаяся, выступающая в своем реальном выражении в непрестанном движении и развитии. Меняется время, меняется социокультурная ситуация в окружающем мире, меняются контингенты обучающихся и их учителей, меняются, наконец, сами условия учебно-воспитательной работы, — и все это в совокупности не может не откладывать определенного отпечатка на то, что понимается под традициями школы, на атрибутивные качества и свойства данной школы, направления и т. д. Ценность традиций не в стремлении к их консервации, а в создании на их основе новых творческих форм освоения искусства.
Привнесло ли нынешнее поколение педагогов консерватории какие-либо свои особые, неповторимые черты в устоявшиеся нормы и формы преподавания, выработало ли самостоятельные взгляды на весь комплекс взаимоотношений со студенческой молодежью? В окружающем мире, в
17
щий прямое и непосредственное воздействие на внутренний мир студента. К опенке не может оставаться равнодушным ни сам студент, ни его педагог. И поэтому при составлении репертуара отбор произведений, которые планируется вынести на сцену для публичного показа, должен считаться с возможным успехом или неуспехом выступления ученика. Отсюда следует, что учить надо те произведения, которые хочется играть студенту, и те, которые надо ему играть.
Особая ситуация складывается при отборе сочинений, предназначенных для выступления на конкурсе. О конкурсах — разговор особый. Подготовка и участие в музыкально-исполнительских соревнованиях имеет самые различные аспекты, а потому это проблема требует особого рае-см отрения.
Таким образом, подход преподавателя к составлению учебного репертуара студента характеризуется различными требованиями. Особо важно, чтобы этот репертуар способствовал расширению субъективно значимых задач, стоящих перед данным конкретным студентом, содействовал в максимальной степени интересам его индивидуального развития.
В то же время этот репертуар не может быть абстрагирован от тех или иных ситуативных требований, возникающих перед студентом (предстоящее выступление на конкурсе, на каком-либо ответственном прослушивании и т.п.).
В учебном репертуаре должны быть представлены произведения различных стилей, художественных течений и направлений. Ключевыми при этом являются стилевые феномены, связанные с именами таких композиторов, как Бах, Моцарт, Бетховен, Шопен, Шуман, Брамс, Дебюсси, Скрябин, Рахманинов, Прокофьев. Целесообразно весги молодого исполнителя по линии наибольшего сопротивления, нацеливая его на те или иные стилевые образцы (виды техники и прочее), которые ему в силу
18
природных особенностей даются труднее. Однако забывать о стимулировании в дальнейшем развитии сильных сторон учащеюся тоже не следует.
Необходимо считаться с пожеланиями и влечениями студента при определении произведения, предназначенного для разучивания. Эмоциональный фактор в работе исполнителя слишком существенен, чтобы не считаться с ним при решении репертуарных проблем. В то же время право определять стратегическую линию в вопросах репертуара остается за педагогом.
Имеет значение количество произведений, фигурирующих в повседневном учебном обиходе. Малое количество пройденных (в силу тех или иных причин) произведений значительно сужает перспективы профессионального роста исполнителя.
Таковы основные принципы составления репертуара, остающиеся практически неизменными на протяжении всего обучения студента в вузе.
§2
Самостоятельная (домашняя) работа студента как ключевое звено целостного музыкально-образовательного процесса
Вряд ли надо доказывать, что основная, наиболее трудоемкая («черновая») часть работы студента приходится на его домашние занятия, Сколь ни важны встречи с педагогом, они дают лишь необходимый ориентир молодому исполнителю, определяют стратегическое направление в его профессиональном развитии. Собственно работа над музыкальным произведением как таковая — разбор текста, выучивание материала наизусть, решение двигательно-технических проблем, поиски нужных темброво-колористических нюансов — все это (и многое другое) осуществляется в ходе домашней работы. Между тем изучение состояния дел на фортепианном и других исполнительских факультетах консерватории свидетельствует, что далеко не все студенты достаточно эффективно использу-