Ви є тут

Творчество Чарльза Айвза в парадигме американского трансцендентализма

Автор: 
Приданова Елена Владимировна
Тип роботи: 
диссертация кандидата искусствоведения
Рік: 
2005
Артикул:
172825
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
Введение.............................................. 3
Глава I. Литературные метафоры американского трансцендентализма в творчестве Айвза
§1. Американский трансцендентализм как национальное проявление романтически-
трансцендснталистского мировоззрения........... 11
§2. Манифестация основных идей композитора в
литературном наследии.......................... 48
Глава II. Музыкальные метафоры американского трансцендентализма в творчестве Айвза
§1. Вокальные сочинения («114 песен», «Небесная
страна»)....................................... 73
§2. Программно-инструментальная музыка
(«Конкорд-соната», «Вселенная»)................ 112
Заключение............................................ 156
Приложение. Нотные примеры............................ 160
Список литературы..................................... 170
ВВЕДЕНИЕ
Фигура самого парадоксального и загадочного американского композитора, одного из основателей американской национальной
композиторской школы (теперь уже классика американской музыки XX века) Чарльза Айвза давно и довольно устойчиво привлекает внимание широкого круга специалистов и любителей музыки. Его сочинения постоянно звучат на концертах (особенно в Америке, где музыку Айвза исполняют не реже, чем раз в месяц'), записываются и перезаписываются на медиа-носителях, им посвящены специальные сайты в интернете. В связи со 130-летием со дня рождения композитора и 50-летием со дня его смерти в 2004 году пианистом Хиттером О Доннелом (Германия) был организован музыкальный проект «Ответы Айвзу», в котором приняли участие композиторы из Англии, Бельгии, Канады, США и Германии. Фестивали, посвященные композитору, прошли в Нью-Йорке и Денбери (на родине Айвза) в 2004-2005 гг. Одним из ярчайших событий последнего десятилетия стала европейская премьера на 38-м Международном фестивале современной музыки в Варшаве симфонии Айвза «Вселенная», законченной по эскизам композитора Ларри Остином.
Интерес к творчеству Айвза со стороны исследователей также можно назвать стабильным. Первая монография, написанная Г.Коуэллом и его женой С.Коуэлл, появилась в Америке еще в 1955 году (2-е издание - в 1974). В 70-е годы XX века в связи со 100-летием композитора был написан целый ряд фундаментальных исследований, посвященных разным сторонам его творчества. Достижением российского музыкознания стали две серьезные монографии (С.Павлишин, 1978 и А.Ивашкина, 1999), диссертации В.Кисина (1982), О.Соколовой (1992), Н.Мурзиной (2000).
Стремление к осмыслению специфики музыкального мышления Айвза, музыкального языка и формы его сочинений инициирует повышенный
1 По данным сайта: Ьир^/ммчу.тиБкиеЬ.ик.псЧ'КеБ.Ыт
3
познания. В схоластике трансцендентные причины и действия находятся за пределами наличного бытия объектов1.
Два первых термина артикулируют познавательную деятельность человека (то, что стало предметом дальнейших философских спекуляций Канта и его последователей и, соответственно, семантическим ядром термина «трансцендентализм» в философии), в последнем прямо указывается на наличие некой онтологической сверхреальности (в термине «сверхреапьность», на наш взгляд, наиболее удачно выражена идея выхода за пределы несовершенного эмпирического мира2). Вышеназванные термины появились впервые в средневековой схоластике и в дальнейшем закрепились в философии как науке о высших законах человеческого бытия в рамках теоретического знания, изменив свой первоначальный смысл и приобретя чисто гносеологическую трактовку. Однако ясно, что к самому факту (существованию сверхреальности) человек может относиться по-разному:
1.На основе веры, что проявляется в религии. Специфика такого отношения заключается в том, что предполагается не только признание и изучение сверхреального (теология) и его проявления в реальности (мифы, религиозные писания и их толкование - экзегетика), но и личностное отношение человека к высшему миру (религиозное чувство), а также система действий, посредством которых оно выражается (религиозный культ). В связи с этим большое значение приобретает личность (душа) человека, постигающего сверхреальное.
В истории человечества сформировалось множество религиозных направлений и конфессий, в которых закрепились разные способы постижения сверхреальности. В любом из них большое -значение имеет
1 Философский энциклопедический словарь. М., 1983. С.693.694.
2 В философской литературе фигурирует также понятие «сверхчувственная реальность», однако для удобства мы используем в этом смысле краткий термин «сверхреальность».
практическое постижение истины, духовный (в том числе и мистический) опыт, позволяющий человеческой душе так или иначе контактировать со сверхреальностыо. Способами практического постижения истины в христианстве являются молитва и подвижничество (смирение плоти, духовные подвиги и т.д.), в буддизме - практика медитации и йога и т.д.
Таким образом, основными характеристиками религиозного трансцендентализма можно считать иррациональное знание (т.е. .знание, опирающееся на веру и/или мистический опыт), символический метод трактовки явлений реальности как «прочтения» в них сверхреального и практическое постижение сеерхреапьности (вступление с ней в контакт путем специальных строго регламентированных действий). То, что для религиозного человека является постижением Бога, «переживанием чувства единства и гармонии с универсумом»’, в психологии называется ИСС (измененным состоянием сознания). Подобные состояния по-разному трактуются современной наукой, имеющей дело с опытным (эмпирическим) знанием. Эта невозможность однозначного научного объяснения также является существенной характеристикой трансцендентализма.
2. На основе интуитивного ощущения, которое воплощается в особой форме деятельности человека - искусстве.
Наряду с религией, искусство - наиболее адекватный способ выразить сверхреапьное, поскольку опирается на те же особенности: иррациональное знание (опора на интуицию), символ как свойство художественного мышления и практическую деятельность, закрепленную традицией. Можно сказать, что искусство часто становится одним из средств «материализации» религиозного чувства, его демонстрации в конкретно-чувственной форме. Особое значение среди видов искусства в
1 Магический кристалл. Магия глатами ученых и чародеев. М., 1992. С.273.