Ви є тут

Музыка для русской домры: стадии эволюции и стилевые тенденции

Автор: 
Желтирова Анна Александровна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2009
Артикул:
296000
179 грн
Додати в кошик

Вміст

3
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ........................................................4
ГЛАВА ПЕРВАЯ. К проблеме периодизации домрового искусства 19
1.1. Домра в условиях культуры устной традиции.................19
1.2. Основные стадии развития музыки для домры в условиях
культуры письменной традиции...................;..........25
1.3. Стадия возрождения домры: в преддверии фольклоризма.......27
ГЛАВА ВТОРАЯ. Стадии фольклоризма в музыке дли домры...........44
2.1. Простые жанры.............................................49
2.2. Концерт и соната..........................................60
ГЛАВА ТРЕТЬЯ. Эволюция домры на стадии стилевого плюрализма.....................................................76
3.1. Основные стилевые тенденции...............................76
3.2. В русле фольклоризма......................................87
ГЛАВА ЧЕТВЁРТАЯ. Неофольклорные тенденции в музыке дли домры ...............................................................95
4.1. Стилистические принципы иеофольклоризма...................95
4.2. Область скоморошииы......................................109
4.3. Композиторские техники XX века, джазовая стилистика......118
ГЛАВА ПЯТАЯ. Неоклассические и неоромантические тенденции в домровой музыке...............................................137
5.1. К проблеме неоклассицизма................................139
5.2. О неоромантических принципах современной домровой
музыки........................................................154
ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................................................167
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.............................................173
ПРИЛОЖЕНИЕ №1.................................................189
ПРИЛОЖЕНИЕ №2.................................................197
ВВЕДЕНИЕ
Музыка сопровождает жизнь людей на протяжении тысячелетий. Важнейшую часть культуры, как известно, составляют музыкальные инструменты, особенности функционирования и развития которых отражают общие эволюционные процессы в области музыкального мышления человека. В этом ряду особенно выделяются русские народные музыкальные инструменты и, в частности, домра, история которой в отечественной академической музыкальной культуре охватывает период немногим более века. Несмотря на относительную молодость (по сравнению с западноевропейскими инструментами), к началу XXI столетия домра оказалась востребована в разных областях музыкального творчества - как сольный концертный инструмент (часто с сопровождением фортепиано, оркестра), в ансамбле с различными инструментами однородного, либо смешанного состава (ансамбль домр, сочетание с баяном, балалайками, гуслями и др.). Домра также образует одну из основных групп оркестра русских народных инструментов. Кроме того, в последние десятилетия домра используется в сочетании с инструментами симфонического оркестра (скрипкой, флейтой и т.д.), привнося тем самым новые краски в общую тембровую палитру современной музыки.
Актуальность темы исследования обусловлена небывалым взрывом во второй половине XX века исполнительского и композиторского интереса к народным инструментам. Для них пишут сочинения композиторы, исполнители. Народные инструменты вводятся в симфонический оркестр. Образы, принципы письма, сложившиеся в музыке академической традиции ХУШ-ХХ столетий, актуализируются в сочинениях для народных инструментов. Это свидетельствует о взаимопроникновении крупнейших культурных миров: фольклора, западноевропейского и русского
музыкального искусства. Судьба баяна, балалайки, домры, гуслей, а также
музыки в домровых сочинениях последней трети XX века, не связанных с непосредственной апелляцией к фольклорному прототипу инструмента.
В Заключении обобщаются результаты исследования.
Два приложения включают: анализ и систематизацию исполнительских приёмов и штрихов, используемых в домровой музыке на разных стадиях её развития (Приложение № 1); комментарии к сочинению Г.Зайцева “В проекции: шесть состояний для домры и фортепиано” (2008-2009 гг.), сделанные композитором, в которых раскрываются некоторые особенности музыкального мышления на современном этане развития академической музыки для домры (Приложение № 2).
18
ГЛАВА ПЕРВАЯ. К ПРОБЛЕМЕ ПЕРИОДИЗАЦИИ ДОМРОВОГО ИСКУССТВА
1.1. Домра в культуре устной традиции
Современная домра является частью народно-инструментальной культуры, воспроизводящей в своей специфике ментальные, художественноэстетические принципы бытия этноса. Нельзя не согласиться с И. Мациевским, утверждающим, что народный инструмент, а точнее “форма, материал, строй, диапазон, динамическая шкала, музыкально-исполнительские возможности инструмента <...> отражают общие художественные воззрения народа и эпохи, являясь своего рода памятниками, фиксирующими определённую музыкальную систему” [136, с.14].
В таком ряду естественным образом возникают вопросы истории домры, этапов формирования и развития, особенностей функционирования в культурном пространстве каждого периода. Эти вопросы, вызывающие интерес исследователей на протяжении XX века, не утратили своей актуальности и в наши дни. К изучению истории народных инструментов и, в частности, домры во второй половине XX века обращаются К.Вертков [43], М.Имханицкий [87, 90, 92, 94] и др.
История домры включает два периода, обусловленных особенностями функционирования инструмента в условиях устной (ХУ1-ХУН вв.) и письменной культуры (1896 - XXI в.), соответственно5.
Специфические особенности первого периода обусловлены синкретичным мышлением, что проявляется во всех сферах бытия этноса и, прежде всего, в
ь К концу XVII пека развитие домры и культуре устной традиции прекращается (см. с. 24 данной работы). Возрождение инструмента происходит и 1896 г., и связано с формированием народно-инструментальной культуры письменной традиции в России в конце XIX века (см. с. 27). Исходя из этого, период ХУШ-исрвая половина XIX века в диссертации не освящается, так как не связан с историей домры.