СОДЕРЖАНИЕ
Введение............................................................................ 3
ГЛАВА 1. Э. Денисов и традиции русской культуры рубежа XIX - XX веков 16 § 1. Отражение идей русской философской мысли и традиций
поэтического символизма в эстетике композитора.................16
§ 2. Э. Денисов и музыкально-эстетические искания начала XX века 32
ГЛАВА 2. Символ как художественно-эстетический феномен..................44
§ 1. Универсальные и частнонаучные параметры. Некоторые свойства
символики в музыке Э. Денисова..................................44
§ 2. Трактовки и определения музыкального символа................... 59
ГЛАВА 3. Мотивная символика вокальных циклов композитора................ 87
§ 1. Основные символ-мотивы......................................... 87
§ 2. Цикл «Па снежном костре» как средоточие приёмов
символизации.................................................... 129
§ 3. Вопросы периодизации и обшие принципы воплощения мотивной
символики Э. Денисова........................................... 165
Заключение.............................................................. 176
Библиография............................................................ 182
Введение
Актуальность темы исследования. В настоящее время проблема символизации, в том числе в отношении музыки второй половины XX века, является одной из основных. По утверждению В. Холоповой, «символика достигла такой всеобщности, какой она никогда не имела раньше». Она справедливо считает это фактом «глубочайшего интеллектуализма академической музыки последнего столетия» [182, 74]. Художник сознательно или подсознательно использует символ, демонстрируя потребность облечь свой замысел в определённую форму таким образом, чтобы сквозь неё просвечивало единичное и общее, временное и вневременное, что, по мысли А. Лосева, показывает - «(символизация в искусстве остаётся одной из основных форм реализации замысла творца, не теряющей своей значимости» [102, 25]. Не случайно, поэтому, изучение вопросов символического выражения в области музыкального искусства, в том числе периода последних десятилетий XX века, всё активнее внедряется в сферу научных интересов исследователей, проявляясь как актуальная современная тенденция.
Настоящая работа посвящена символике в музыке Э.Денисова. Она реализуется в сфере основных средств музыкальной выразительности, опираясь на их богатый семантический потенциал. Исследователи неоднократно отмечали роль отдельных символических компонентов в сочинениях композитора, однако в целом проблема символа как единицы смыслообразования в его музыке остаётся одной из малоизученных. В значительной мере это относится к мело-дико-интонационной области, к которой, в первую очередь, и обращено настоящее исследование. Нё разработка представляется актуальной в силу того, что она может способствовать глубинному постижению смысловых процессов, осуществляемых в музыке композитора, содействовать выявлению скрытых значений музыкальных компонентов его сочинений.
3
же в достижении «всеединства» должно стать искусство - благодаря «подвигу» художника-пророка, оно могло стать «реальной силой, просветляющей и перерождающей весь человеческий мир» [159, 35].
Поэтам-символистам, вслед за В. Соловьёвым, Красота также представляется единственной силой, способной «мир спасти»: «А ты Елена, клятвы мира / И долг нарушив, - ты чиста / Тебя прославить, песнь о мира, / Затем, что вся надежда мира - / Дочь белой Леды - Красота» (Д. Мережковский); «Где ты делась, несказанная / Тайна жизни - красота?» (Ф. Сологуб); «А я всегда неизменно, / Молюсь неземной красоте» (В. Брюсов); «...Милый брат, и я, и ты - / Мы только грёзы красоты» (К. Бальмонт). Соответствующими названиями были отмечены сборники поэтов: В. Иванова - «Красота», К.Бальмонта «Литургия Красоты». Таким образом, данный образ стал одним из господствующих в лирике русских поэтов-сим вол и сто в.
Анализируя некоторые особенности периода русской культуры рубежа XIX - XX веков, рассматривая явление русского символизма в целом, нельзя не заметить любопытных общественно-исторических связей того времени и второй половины XX века, а также художественно-эстетических и методологических параллелей в отношении указанного периода и творчества Э.Деиисова. Среди такого рода параллелей выделяются следующие:
1 .Существенная роль религиозной тематики, отражающей духовные искания художников. В творчестве Э. Денисова данная тенденция воплощается не только в характерной направленности его сочинений, но и в отношении композитора к музыкальному искусству, «тайнам» высшей математики, в осознании духовного кризиса последних времён, и, наконец, в отношении оценки собственного творческого пути. Рассмотрим подробнее каждый из названных аспектов.
Основные темы творчества Э. Денисов трактует в традициях христианской духовности. В частности, интерпретация «диалога жизни и смерти» в его произведениях основана на понимании того, что смерть - это «мост к будущему». Ещё Н. Бердяев в свое время писал: «Вот в чём мое радикальное различие от нынешних экзистенциалистов. Они считают, что достоинство человека в бесстраш-
ном принятии смерти, как последней истины. /.../ Человек есть конечное существо, в нём не раскрывается бесконечность, и смерть принадлежит к его структуре. Однако я не готов видеть в смерти положительные достоинства. Мне представляется эта современная направленность поражением духа. /.../ Все религии боролись против смерти. Христианство же есть религия воскресения по преимуществу. /.../ Если нет воскресения всех живших к вечной жизни, нет бессмертия, то мир абсурден и бессмыслен» [15, 233-234]. Думается, что Э. Денисову также чужда психология экзистенциалистской модели человека, переживающего трагедию смыслоутраты, как и чуждо понимание смерти, за которой пустота. Не случайно мысли о смерти в его вокальных произведениях часто сопровождаются Ре-мажорным трезвучием, которое воспринимается как символ надежды и чистоты.
В творчестве Э. Денисова едва ли не основной выступает идея Красоты, неотделимая в его музыке от идеи Света. Ключом к их пониманию могут выступать слова Христа из Евангелия по Иоанну, выделенные композитором в качестве ключевых в его Реквиеме: «Я - свет земли и кто пойдёт за мной - будет иметь свет жизни» [8:12], а также включённые в данное произведение фразы из литургии, ставшие знаковыми - «За тех, кто ищет свет в жизни, кто идёт дорогой правды и справедливости, чтобы они родились к новой жизни во Христе, помолимся Г осподу».
Как-то композитор рассказал, что после премьеры его Реквиема к нему подошла группа молодых людей со словами: «В вашей музыке есть Свет, а нам так его не хватает в этой жизни». По свидетельству композитора, это его чрезвычайно растрогало: «Я был очень счастлив, что кто-то так хорошо почувствовал в моей музыке то, что мне самом}' в ней дороже всего» [202, 72]. Идея Света становится ведущей для целого ряда сочинений композитора, в которых в качестве её музыкального символа чаще всего выдвигается именно Ре мажор. Композитор неоднократно высказывался в отношении его важной драматургической роли. Например, анализируя свой Концерт для флейты и гобоя с оркестром, Э. Денисов отмечал, что «в самом конце опять, как это было в Виолончельном концерте
20
- Київ+380960830922