2
Содержание
Введение...........................................................3
Глава I. Некоторые композиционно-драматургические функции ударных инструментов. К проблеме репрезентативности звучания и приемов
исполнения........................................................21
Театрально-игровая функция......................................27
исторический экскурс....................................27
звучание и его пространственно-пластический эквивалент....39
Метроритмические функции........................................44
Формообразующие функции.........................................46
Семиотические функции...........................................51
звуковой знак и его значение............................51
свое-чужое в парадигме ударных звучностей...............58
Глава II. Основные принципы музыкального оформления драматического
спектакля ХІХ-ХХ веков.............................................68
Режиссерско-практический подход..............................71
Слушательски-музыковедческий подход..........................79
Компоненты спектакля....................................84
Монофункциональные фактуры.........................94
Монодия......................................94
Дублировка...................................99
Хоральный (аккордовый) склад................101
Полифункциональные фактуры........................102
Гетерофония.................................102
Гомофония...................................107
Полифония...................................111
Темпо-ритм........................................117
Глава III. И. Сац и режиссура МХТ. Приемы и методы................129
Фактура и форма. К. Станиславский...........................131
Многоуровневый синтез. Г. Крэг..............................169
Философия и литература. Б. Немирович-Данченко...............196
Жанр и колорит. К. Марджанов................................207
Заключение.......................................................219
Приложения
Русские и иностранные названия инструментов ударной группы
современного оркестра.............................................223
Ударные инструменты и способы игры на них...................225
Краткая нотография..........................................241
Иллюстрации......................................................246
Нотные примеры....................................................256
Литература.......................................................270
3
Введение
Актуальность темы настоящего исследования определяется сразу несколькими взаимосвязанными обстоятельствами, заявленными в самом названии работы.
Не секрет, что расширение роли ударных инструментов в музыке XX века серьезно изменило многие исследовательские позиции, заставляя более пристально вглядываться в относительно малозначимые для предшествовавших эпох проблемы. Ударные как тембровая краска оркестрового, ансамблевого и сольного звучания, расширение инструментария на протяжении нескольких столетий истории оркестра, национальные черты, привносимые отдельными характерными инструментами, - вот лишь часть вопросов, лежащих «на поверхности». В более глубоком «пласте» находятся проблемы содержания музыкального произведения в связи с применением в нем ударной группы. Семантика каждого конкретного удара, tremolo или сольного фрагмента всегда четко определена, и, хотя чаще всего не связана с какими-то глобальными философскими смыслами, встает в системный ряд аналогичных явлений, выходящих за рамки конкретной эпохи и стиля. Научный потенциал, связанный с семиотикой ударной группы, все еще остается, несмотря на свою очевидную ценность, относительно мало разработанным как в отечественном, так и, насколько нам известно, в зарубежном музыкознании. Отсутствуют специальные монографии, представляющие вопрос в комплексном виде; инструментоведческий и исполнительский аспекты проблемы рассматриваются менее чем в десятке работ [54, 56, 66, 112, 163, 225]; исследования, посвященные отдельным авторским
сочинениям и стилям, как правило, содержат частные выводы, а нередко носят и чисто описательный характер [138, 151, 187, 189]. Задачей настоящей работы не является написание историко-теоретической монографии об ударных, но, возможно, она послужит еще одной ступенью на пути создания подобного труда.
27
Театрально-игровая функция. Исторический экскурс.
Многотысячелетняя история музыкальных инструментов (а только на территории современной Европы, например, музыкальные инструменты существовали уже более 25 ООО лет назад) ведёт свой отсчёт вероятно с того момента, когда древний человек извлёк звук из природных предметов, ударив палкой о палку или, скажем, камнем о камень. В многократное повторение этого действия, в варьирование используемых предметов уходят корни «действенной» («активной», «драматической») природы ударных инструментов, ставших наиболее естественным продолжением хлопков ладоней или притопывания ног.
Согласно известным описаниям, еще в древности употреблялись три класса инструментов: струнные, духовые и ударные или сотрясательные инструменты, среди которых наибольший интерес в ключе нашей работы представляет последняя группа - неотъемлемый атрибут так называемого первобытного поэтического синкретизма, по выражению А. Веселовского, «...сочетания ритмических, плясовых движений с музыкой и словом, причем руководящая роль выпадала на долю ритма, нормировавшего мелодию и развивавшийся при ней поэтический текст» [циг. по 208, с. 21]. Мы полагаем, что уже с этого этапа ударные начинают свой путь к музыке театрального действа. Едва зародившись, они постепенно закрепляются в качестве сакральных элементов культуры, не только находят применение в «эстетической» сфере, но и оказываются неразрывно связаны с наиважнейшими аспектами человеческой жизни в бытовой, практической плоскости (охота, праздники, обряды и т.п.). Занимая видное место в различных областях человеческой деятельности, они в равной степени оказываются «своими» как для ритуальных и храмовых обрядов, так и для бытовых развлечений в будни и праздники.
28
Изучение найденных фрагментов древних ударных инструментов, как правило, использовавшихся в сигнальных и ритуальных целях, показало, что они первоначально делались из кости, камня, дерева, глины, а позднее металла. Неизменное их сохранение в обиходе - факт, свидетельствующий о глубинной связи ударного инструментария и потребностей человека, в том числе, может быть, в действенном самовыражении. В эволюции музыкальных инструментов разных народностей ясно прослеживаются элементы сходства. Тем не менее, инструменты, даже семантически очень близкие, участвуя в многоаспектном и разнонаправленном историческом процессе, развивались все же каждый в своем направлении, отражая особенности формирования каждой из национальных культур.
К первым доисторическим идиофонам можно отнести обнаруженные в раскопках глиняные погремушки различной формы, в основание которых вложены глиняные шарики; бронзовые по1ремушки; костяные скребки, известные также под названием стрекоталок, скрежеталок или терок (при движении палок по зазубринам, вырезанным на кости, возникает характерный скрежещущий звук). В современном симфоническом оркестре подобные инструменты не нашли широкого применения, однако они зачастую используются для создания национального колорита. Яркая звуковая характерность тембра смыкает театрально-игровую функцию с сонорно-колористической, приводя даже к их тождеству. В фольклорных ансамблях разных стран широко распространены маракасы и шейкеры (потомки погремушек), гуиро (терки) и другие. Так, например, в русских народных оркестрах широко используются рубель (потомок терки) и различные трещотки. Архаика звучания инструментов, подобных перечисленным, придает им значение звукообраза, словно бы самостоятельно выходящего на сцену. Отметим еще подсознательное стремление публики увидеть звучащий в этот момент инструмент («вытягивание голов» в сторону оркестра, случающееся преимущественно в связи с вступлением ударных).
- Київ+380960830922