Содержание
Введение.............................................3
Глава I. Хоровые миниатюры и циклы миниатюр
• Основные художественные тенденции хорового
искусства 60-80-х годов XX века................12
• Начало пути....................................17
• Ранние хоровые сочинения.......................19
Глава II. Хоровые концерты
• Хоровой концерт второй половины XX века........40
• К понятию «хоровая концертность»...............50
• Хоровые концерты Юрия Фалика...................55
Глава III. Сакральные жанры
• «Новая сакралъность» в хоровой музыке конца XX века96
• «Литургические песнопения»....................103
• «Месса».......................................115
Заключение.........................................135
Список литературы..................................145
Приложение!:
Список хоровых сочинений...........................159
Приложение II:
Нотные примеры.....................................160
Введение
Имя петербургского композитора Юрия Александровича Фалика (1936-2009) известно не только в России, но и за рубежом. Удивительные грани его таланта раскрывались постепенно - сначала он зарекомендовал себя как исполнитель-виртуоз (победа на Международном конкурсе виолончелистов в Хельсинки), затем как инструментальный композитор, несколько позже - как автор хоровой и вокальной музыки. Параллельно разворачивалась педагогическая деятельность Фалика, а в последние десятилетия он активно концертировал как симфонический дирижёр.
В пёстрой музыкальной палитре современности творчество этого художника предстаёт как самобытное явление. За годы разносторонней творческой деятельности он создал значительное количество сочинений в разных жанрах - это и симфоническая, и камерно-инструментальная, и вокально-хоровая музыка. Среди наиболее известных - одноактный балет-мистерия «Тиль Уленшпигель», опера. «Плутни Скапена», симфонии, концерты для оркестра, квартеты, а также музыка к драматическим спектаклям, романсы, вокальные циклы, где представлены самые различные сферы образности — от высоко интеллектуального размышления до ироничного гротеска.
При всём многообразии творческих устремлений Фалик уделяет значительное внимание хоровой музыке. Его хоровое наследие представлено различными жанрами - это миниатюра и хоровой концерт, поэма и хоровой цикл, православные песнопения и католическая ординарная месса. Хронологически оно укладывается в. рамки четырёх десятилетий. (1969 -2008). Период активной композиторской работы, в жанре хоровой миниатюры, и хорового цикла разных масштабов приходится на 70-80-е годы-- время переосмысления в отечественной музыке существующих и возрождения старинных жанров, прошедшее под знаком неоромантизма.
3
Пастернака, М. Цветаевой, А. Ахматовой и Н. Гумилёва подтверждают созвучность образов поэзии Серебряного века внутреннему миру композитора.
Фалик удивительно тонко чувствует стиль автора, образный строй стиха, его настроение, поэтому все избранные им строки находят художественно-полноценное воплощение в звуках. Композитору одинаково успешно удаются и лирико-философская, и драматическая сферы. Круг образов и выбор жанров первого хорового десятилетия необычайно широк. Эксперимент распространяется и на состав хора: это и произведения, написанные только для женского состава («Эстонские акварели», «Пёстрые картинки») и только для мужского («СаЩ-у1уаЬ>). Большинство сочинений рассчитано на смешанный состав, позволяющий многообразно использовать приёмы хорового концертирования.
Показательным фактом является то, что все хоровые произведения Фалика (за исключением Мессы) написаны для хора а’сарреНа. Это -принципиальная эстетическая установка композитора, по мнению которого, звучание хора с сопровождением рояля создаёт впечатление нестройности и фальши15, ведь это два инструмента, имеющих совершенно разную природу, различный строй (темперированный и нетемперированный). Чуткое ухо не терпит их сочетания. Принадлежность к жанрам музыки а’сарреИа, пожалуй, является важным объединяющим фактором, придающим цельность и единство всему хоровому творчеству Фалика.
Наиболее значительные сочинения раннего периода - это «Триптих», «Осенние песни», и хоровая миниатюра «Незнакомка». «Триптих» интересен, прежде всего, как первый хоровой опыт, «Осенние песни» - с точки зрения драматургии цикла. «Незнакомка», завоевавшая неизменную* любовь слушателей, представляет один из ярких образцов работы композитора со стихом, результатом которой становится создание
14 Определяющим является высказывание композитора: «Не выношу хор под аккомпанемент рояля»
(из личной беседы с автором 20 октября 2004 года).
18
собственной концепции, во многом отличной от замысла поэта. Последнее сочинение раннего периода - цикл «Эстонские акварели» - своеобразный предшественник хоровых концертов. С разной степенью подробности мы коснёмся всех сочинений первого хорового десятилетия, а также поздних циклов, сосредоточив внимание на стилеобразующих компонентах.
Ранние хоровые сочинения Первым произведением, которое Фалик вынес на суд публики, стал «Триптих» (1969). Здесь представлены два типа образности: лирикофилософское созерцание природы («Вышло солнце из-за леса», «Уходило солнце») и яркая характерная зарисовка («На базаре»). В крайних номерах ясно слышна опора на русский песенный мелос, что выражается, прежде всего, в использовании трихордовых оборотов и кварто-квинтовых интонаций. На фольклорные истоки указывает и гетерофонный принцип организации фактуры, а также попевочно-вариантный метод развития музыкального материала. Таким образом, пейзажные зарисовки обрамляют центральный номер «Триптиха».
Особую пластику озвученного стиха обусловливает использование переменных размеров, которые, однако, не мешают ясному восприятию структуры и смысла текста за счёт синхронного его произнесения всеми партиями хора. Слово для Фалина является определяющим компонентом музыкального произведения, и композитор всегда заботится о слушательском восприятии, не загромождая фактуру полифоническими сплетениями. Напротив, стремясь донести смысл текста до слушателя, он намеренно акцентирует каждый звук в начальном проведении темы, стремясь к её лучшему запоминаншо.
Первый хор «Вышло солнце» написан для. женских голосов. Прозрачная трёхголосная фактура складывается из выразительных и изящных мелодических линий. Посту пенное движение естественно соединяется с ходами на широкие интервалы, не нарушая песенпости. Свежие тембровые сочетания обусловлены фактурным перекрещиванием
19
- Київ+380960830922