Ви є тут

Дармштадтские международные летние курсы новой музыки и западноевропейский послевоенный музыкальный авангард

Автор: 
Пузько Ольга Юрьевна
Тип роботи: 
кандидатская
Рік: 
2009
Кількість сторінок: 
202
Артикул:
133847
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Содержание
Введение. К истории возникновения Международных летних 3
курсов в Дармштадте. Значение и основные этапы исторического развития
Глава I. Авангард-1 и Авангард-11: преемственность 31
и полемика
1. Т.В. Адорно и философия Новой музыки 31
2. А. Шенберг и Дармштадт 47
3. А. Веберн - путь к Новой музыке 53
4. Послевоенная рецепция творчества А. Веберна 63
Глава II. Лаборатория авангардных техник 80
1. Дармштадтская «классика»: сери ал изм 80
2. Алеаторика - философия случайного 108
3. Инструментальный театр 122
4. Художник и общество. Л. Ноно, Х.В. Хенце - аутсайдеры 128 Дармштадтских курсов
Глава III. Конец эпохи авангарда 131
1. По следам конгрессов «Нотация в Новой музыке» и 131 «Форма в Новой музыке»
2. Тенденции 1970- 1990-х годов 146
Вместо заключения. «Дармштадтская школа»: pro et contra
Литература
Примеры
154
158
186
Приложение. Программы Дармштадтских международных летних курсов Новой музыки. 1946-1996
2
Введение
К ИСТОрИИ В03НИКІЮВСНІНІ
Международных летних курсов в Дармштадте Значение и основные этапы исторического развитии
После бомбежки американских воздушных войск в ночь с 11-го на
12 сентября 1944 г. от западногерманского города Дармштадта не осталось
буквально камня на камне. Город, разрушенный примерно на восемьдесят
процентов, представлял собой груду развалин, среди которых едва
#
теплилась жизнь. У тех, кто уцелел, не было ни крыши над головой, ни продовольствия, ни других жизненно необходимых средств. В немецкой послевоенной прессе об этом городе сообщалось: «Дармштадт, в принципе, больше не существует. После двадцатиминутной воздушной атаки он был стерт с лица земли. Число жителей за одну треть часа сократилось от 120 до 80 тысяч, и уцелевшим не осталось даже собачей конуры»1.
На протяжении почти четырехсот лет Дармштадт был столицей земли Гессен, граничащей с Францией, крупным промышленным и культурным центром Германии. В 1945 г. в связи с сильными разрушениями американское военное правительство приняло решение перенести столицу в. Висбаден. Небольшому городку, лежащему немногим севернее Дармштадта, во время- войны чудом удалось спастись от бомбежек: американский офицер, который руководил военными операциями, провел студенческие годы в тамошнем университете.
В Дармштадте до войны находились все главные культурные институты земли Гессен (Ландестеатр, Ландесархив, Ландесбиблиотека). С переносом административного центра в прессе появились голоса, выражающие опасение, что теперь они могут лишиться финансовой поддержки государства в необходмом объеме. Но удивительнее всего было то, что в разрушенном городе ни на минуту не прекращался пульс
1 Kästner, Erich. „DannsUidter Thcaterfrühling“, in: Die neue Zeitung, 5.4.1946 (27). Цит. по: Gerberding, Elke. DarmsUidter Kulturpolitik der Nachkriegszeit // Von Kranichstein cur Gegenwart. 50 Jahre Darmstädter Ferienkurse. - S. 29.
3
современников, то сочинения додекафонного перида были известны лишь по названиям.
В 1948 г. благодаря участию в курсах Лейбовица и исполнению нескольких додекафонных произведений имя Шёнберга оказалось в центре внимания на Дармштадтских курсах. Лейбовиц сознательно старался связать его именно с додекафонией. Следствием этого интереса стал первый кризис, который назрел с момента возникновения курсов (его отголоски можно найти в прессе того времени). Причиной этого кризиса послужил отказ от прежней тенденции составления концертных программ, центральное место в которых занимала музыка Хиндемита. С исполнением в 1949 г. германских премьер Фортепианного и Скрипичного концертов, Четвертого квартета, Струпного трио сочинения Шёнберга явно превалировали над произведениями жругих композиторов, а празднование по всей стране его 75-летнего юбилея, было, прежде всего, заслугой Штайнеке и Дармштадтских курсов.
Наряду с концертами возникло множество докладов о додекафонии. Начали публиковаться, написанные отчасти еще до войны, методики сочинения в двенадцатитоновой технике (Иелинеком, Хайссом, Кшенеком). Одна из систематических теорий додекафонной композиции принадлежала X. Аймерту, ученику Е. Голышсва. Изданное им в 1950 г. учебное пособие по додекафонии {Lehrbuch der Zwölftontechnik) отличалось от предыдущих работ, посвященных этой теме, в частности, от книги Лейбовица, тем, что давало представление о технике, систематизируя ее правила в учебных целях, а не описывало ее применение в различных сочинениях. Многие композиторы, работавшие до этого в традиционной манере, именно в это время (особенно в период между 1948-м и 1951 годами) начали применять двенадцатитоновую технику, представляя на курсах результаты своих экспериментов. Это касается не только молодых композиторов— Хенце, Энгельмана, Мадерны, Ноно, - но и композиторов среднего и старшего
48
поколения - Клебе, Б.А. Циммермана, Фортнера42.
Следующим этапом шло восприятие собственно личности и творчества Шёнберга на примере додскафонных и поздних сочинений. Изучение его творчества и эстетики, о которых было известно лишь в общих чертах, начинается в 1950-е годы. Восстановление в правах шёнберговского творчества додекафонного и постдодекафонного периодов оказывается созвучно идее курсов - идее расширения музыкального
Л'у
сознания. С участием самого Шёнберга, которое он подтвердил в письме , Штайнеке связывал большие планы. На курсах 1951 г. должен был состояться Второй международный конгресс по проблемам двенадцатитоновой музыки. После Первого конгресса в Милане в 1949 г., целью которого была встреча и обмен мнениями представителей двенадцатитонового метода композиции, второе совместное собрание должно было послужить углублению личных и профессиональных отношений. В докладах и дискуссиях, анализах и демонстрациях должны были освещаться технические и эстетические вопросы, связанные с двенадцатитоновой музыкой. В рамках этого трехдневного конгресса, проходившего со 2 по 4 июля 1951 г., на каждый из дней выпадал доклад о творчестве одного из трех представителей нововенской школы, включающий в себя демонстрацию и анализ сочинений. Шёнберг был представлен в докладе Руфера, доклады о творчестве Берга прочитали Райх и Апостель, с сообщением о Веберне выступил Адорно.
Вечером 2 июля в концерте Ландестеатра прозвучала премьера «Танца вокруг золотого тельца» из оперы «Моисей и Аарон» Шёнберга. Еще в ходе переговоров об исполнении этого сочинения Шерхен писал Штайнеке, что его нужно исполнять обязательно «отдельно, само по себе,
42 Как известно, Стравинский тоже не обошел вниманием додекафонию, но ни для его собственных сочинений, ни для развития музыкального языка эти творческие поиски не принесли плодотворных результатов.
3 Из письма Штайнеке - Шсрхсну от 30.12.1950: «К тому же, только что Шёнберг в одном замечательном письме подтвердил свое участие в курсах, итак, (если не помешает болезнь) он будет присутствовать!».
49