Ви є тут

Проблемы симфонического и органного творчества Олега Янченко

Автор: 
Ковалева Марина Людвиговна
Тип роботи: 
кандидатская
Рік: 
2001
Кількість сторінок: 
194
Артикул:
1000345573
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
СОДЕРЖАНИЕ I ТОМ:
Предисловие....................................................4
Введение.......................................................5
Глава первая: Жизнь и деятельность.
Композиторский стиль...........;..............................12
I.Жизнь и деятельность........................................12
1. Творчество: композитор, органист,
дирижер, педагог.........................................13
2. Годы обучения...........................................2\
3. Работа в различных жанрах
театрального искусства и кино............................25
4. Содержание композиторского творчества...................28
5. Периодизация........................................... 34
II.Композиторский стиль.......................................4# ,
1. Взаимовлияние органного и
симфонического мышления..................................4?
2. Стилевой синтез........................................ 50 ■'
3. Типы драматургии и принципы композиции..................5<Г
4. Синтез искусств. Полистилистика.
Зрительная образность....................................59
5. Техника композиторского письма..........................65
Глава вторая: Симфонии. Жанры, типы драматургии, особенности композиции........................................6§
1. Вторая симфония «Андрей Рублев».........................72
2. Третья симфония «Белая Вежа»............................84
3. Четвертая симфония «Слово о полку Игореве»..............98
3
4. Пятая симфония «Мемориал Микеланджело»..................114
5. Шестая симфония «Апокалипсис»...........................125
Глава третья: Специфика органного творчества..................138
I. Сочинения для органа.
Жанры, типы драматургии, особенности композиции...............138
1. Интродукция, фуга и остинато............................138
2. Два Концерта для органа
и симфонического оркестра................................140
3. Интерлюдия..............................................146
4. Две Преамбулы на тему GFH(Georg Fridrich Händel) 148
5. Импровизация............................................150
6. Медитация...............................................151
7. Фантазия «Собор в Шпайере» (“Dom zu Speyer”).........1551
8. Соната «Русская причеть»................................156
II. Проблемы исполнительского творчества......................159
1. Содержание исполнительского стиля.
Традиционное и новаторское...............................159
2. Концертная деятельность.................................161
3. Органные импровизации и особенности инструментального театра в творчестве О.Янченко...164
Заключение..................................................— 175
Список произведений О.Янченко.................................180
Библиография..................................................185
II ТОМ:
Приложение 1: Интервью..............................................
Приложение 2: Схемы...........................................2W
Приложение 3: Нотные примеры.................................
26
шутовским началом: цитатой из популярной песни “Коробейники”. Премьера “Балаганчика” состоялась в Минске в 1970 г. А в сезоне 1994/1995 гг. опера была исполнена в Концертном зале им. П.И.Чайковского ансамблем “Консорт” под руководством Е.Аргышева. К сожалению, его уже нет в живых» [94, с. 109].
Премьера другой оперы - «Граф Калиостро», либрегто Т.Крамаровой, - состоялась в 1976 г. тоже в Минске, вновь под управлением автора. «Интересно, что Т.Крамарова в то время вела оперную режиссуру в Ленинградской опере, и сын Товстоногова Вадим Милков, удачно поставив мою оперу, защитил диплом. В “Графе Калиостро” продолжателем линии Пьеро для меня является Алексей. Вообще лирический герой - мой идеал» [94, с. 109]. Одна из самых ранних опер О.Янченко была написана в 1964 г. Это - «Мойдодыр» по К.Чуковскому, ее исполнили детский хор и солисты Минской филармонии под управлением дирижера В.Катаева, который и заказал эту онеру, когда О.Янченко приехал в Минск. Это был первый опыт композитора в жанре камерной комической оперы. Еще одна работа для музыкального театра - национальный балет «Кастусь Калиновский» (1974 г.), - был поставлен в Минском театре, в главной роли был Н.Красовский, известный танцор, который сам написал либретто к этому балету, но судьба балета тоже была нелегкой, к сожалению, перед постановкой начались длительные политические дискуссии: герой ли он Белоруссии или Литвы?
Первая встреча О.Янченко с прикладной музыкой, с театром началась с работы в студии «Наш дом», где работал Марк Розовский, и где О.Янченко стал писать музыку к спектаклям, потом работа продолжалась в Минском драматическом театре от спектаклей «Снежная королева», «Затюканный апостол» до «Марии Стюарт» и «Вишневого сада». О.Янченко озвучил десятки спектаклей и примерно столько же кинофильмов, среди которых хочется выделить одну из лучших его
27
работ, осуществленных вместе с выдающимся кинорежиссером Э. Климовым, - это музыка к кинофильму «Иди и смотри» (1985 г.).
Э.Климов работал всегда с Л.Шнитке. Композитор сам порекомендовал О.Янченко Э.Климову для этого фильма. Фильм получил «Гран-при» на одном из российских кинофестивалей.
Другая его работа - над многосерийным фильмом «Люди на болоте» В.Турова (1980 г.) - дала возможность композитору соприкоснуться с белорусским фольклором, почувствовать, как он говорит, настоящий запах белорусской земли. Т.Мархель - актриса и фольклористка, исполнила белорусские народные песни, которые О.Янченко записал на слух. Здесь и древние, почти языческие тексты, и внутренняя человеческая драма, актуальная сегодня. После работы в этом фильме он почувствовал возможность написать Третью симфонию «Белая Вежа», где использовал белорусские народные песни, плач и инструментарий. Как звуковые реалии военного времени он ввел в симфонию запись полетов бомб, разрывов снарядов, удачно воссоздал звуковые отголоски военных событий, так сказать, «эхо войны». «Я чувствовал, что имел право создать собственный музыкальный фильм», - говорит композитор. В Третьей симфонии О.Янченко использует своеобразную кадровую драматургию.
Безусловно, работа О.Янченко в различных жанрах театрального искусства и кинематографа очень сильно повлияла на обновление и развитие его пространственно-образного композиторского мышления, расширила зрительный, предметно-изобразительный ряд в его творчестве.
Почти все зрелые сочинения О.Янченко, написанные им в различных жанрах, все более и более насыщаются театральной зримостью. В каждом из них - будь то вокальные симфонии «Андрей Рублев», «Слово о полку Игореве», «Мемориал Микеланджело», «Апокалипсис», или монументальная органная фреска “Dom zu Speyer” («Со-