Ви є тут

Органное исполнительское искусство Латвии

Автор: 
Лусе Нора Юрьевна
Тип роботи: 
кандидатская
Рік: 
1982
Кількість сторінок: 
181
Артикул:
133477
179 грн
Додати в кошик

Вміст

- 2 -
ОГЛАВЛЕНИЕ
Стр.
ВВЕДЕНИЕ................................................. 3
ГЛАВА I. ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ ИСТОРИИ ОРГАННОЙ КУЛЬТУРЫ ЛАТВИИ ДО НАЧАЛА XIX ВЕКА .............. 14
Ранние образцы органного инструментария и их особенности ............................. 14
Различный характер органного исполнительства в церковной и домашней обстановке ...... 25
ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЛАТЫШСКОЙ ОРГАННОЙ ШКОЛЫ (XIX - ПЕРВАЯ ТРЕТЬ XX ВЕКА) ......................................... 38
Строительство органов в XIX - начале XX столетиях...................................... 40
Подготовка и воспитание латышских профессиональных органистов первого и второго поколений................................. 54
Национальное органное исполнительство ......... 70
ГЛАВА 3. ОРГАННОЕ ИСКУССТВО СОВЕТСКОЙ ЛАТВИИ
(1940-1980) ...................................103
Становление латышской советской органной школы (1940-1960) .............................104
Особенности современного этапа развития
латышского органного искусства (1960-
1980) ........................................ 121
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..............................................148
Список использованных источников
154
- 3 -
ВВЕДЕНИЕ
Современное латышское органное искусство, входящее составной частью в сокровищницу советской музыкальной культуры, представляет собой совокупность нескольких компонентов: здесь и богатый органный инструментарий, и общепризнанное профессиональное мастерство артистов-органистов, и проверенная многолетней практикой методика подготовки будущих исполнителей и, наконец, немалое количество художественно ценных произведений, созданных для органа.
С начала 1960-х годов крупным центром органного музицирования союзного значения стал концертный зал рижского Домско-го собора, открылись новые концертные залы с органами в некоторых других городах республики. Концерты органистов обычно прекрасно посещаются, подавляющее большинство публики состоит из молодежи. Среди учащихся-консерваторцев заметно тяготение к специализации в области органного исполнительства; за последние десятилетия в республике выросла группа талантливых, молодых органистов, завоевавших признания не только в нашей стране, но и за ее пределами.
Выдвинутая ХХУ1 съездом КПСС программа развития социалистической культуры раскрыла перед музыкальным искусством новые перспективы и предоставила широкие возможности для дальнейшего его творческого развития. В настоящее время продолжается общее для всей страны возрастание интереса к органной культуре; это выражается в значительном количественном расширении сети органных классов в музыкальных вузах, интенсив-
- 17 -
такие крупные деятели органной культуры как К.Пауман (1409-1473), А.Шлик (1455-1525), П.Хофхаймер (1459-1537) - авторы многих духовных и светских песен, ряда органных табулатур и музыкально-теоретических трудов.
Однако до начала ХУ1 столетия достижения западного органного искусства не оставили на территории нынешней Латвии значительных следов. Органы тех времен не сохранились. Несмотря на усилия духовенства приобщить коренное население к католической культовой музыке, она была распространена, в основном среди феодальной знати и ее уровень не способствовал созданию собственной полифонической музыкальной школы, появлению значительных вокальных или инструментальных полифиничес-ких сочинений [ 243 ] .
Ощутимые перемены в музыкальной жизни Латвии, особенно в области развития инструментального искусства, принесла Реформация, начавшаяся в 1520-х годах. После провозглашения здесь свободы вероисповедания (1554), католическая и лютеранская церкви в течение более ста лет боролись за сферу своего влияния. Контрреформации подверглись, главным образом, Латга-ле и Видземе1 (с 1580-х до 1620-х годов); в последней влияние лютеранской церкви упрочилось в период шведского владычества (1629-1710). Лютеранство укрепилось на большей части территории Латвии, однако влияние католической церкви и ее культовой музыки продолжало господствовать в Латгале (в связи с полити-
^ Следует оговорить, что на территории Латвии расположено пять культурно-исторических областей: Аугшземе, Видземе, Земгале, Курземе и Латгале, которые до Великой октябрьской социалистической революции входили в состав разных административно-территориальных делений, определяемых правящей иноземной верхушкой ,
- 18 -
ческой зависимости края от католической Польши - до 1772 года) , где католицизм продолжал сохранять свое ведущее положение еще многие годы. Реформация не изменила роли христианской церкви, являвшейся, по-прежнему, идеологическим оружием дворянства; изменились лишь приемы ее воздействия на прихожан.
Ожесточенно противоборствуя всем проявлениям религиозной обрядовости католицизма, Реформация ввела новые формы культовой музыки. Особенную остроту приобрел процесс насаждения немецкого протестантского хорала (не тлеющего здесь, естественно, никаких национальных корней), в исполнении которого принимала участие, помимо хора, вся община. Большое значение в богослужении придавалось звучанию органа; если в прошлом практиковались органные обработки григорианских хоралов, то теперь все внимание было направлено на внедрение мелодий лютеранских хоралов. Проведение богослужения на латышском языке потребовало, естественно, перевода литургических текстов. В ХУТ веке появились первые печатные нотные издания псалмов на латышском языке (например, сборник духовных песен " Undeudsciie Psalmen und Geistliche Lieder oder Gesänge, welche in den Kirchen des Färstenthums Churland und Semigallen in Lieflande gesungen werden 11 , Königsberg , 1587) И вплоть до середины XIX столетия протестантские хоралы и духовные песни являлись у латышей единственными нотными изданиями с текстами на родном языке.
С ХУТ века на территории нынешней Латвии строительство новых церквей протекало весьма активно, что имело своей целью распространение протестантства. Для создания церковных органов, ухода за ними и ремонта обычно приглашались немецкие масетра - в основном представители северогерманской органной школы.Некото-