Ви є тут

Эстонский рунический напев и методика его исследования

Автор: 
Липпус Урве Энделевна
Тип роботи: 
кандидатская
Рік: 
1984
Кількість сторінок: 
232
Артикул:
134228
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
Введение......................................................... 4
Глава I. Следы исторического развития рунических напевов
в песенных записях XX века........................................................... 14
Глава 2. Рунический напев и просодия эстонского языка .. 26
2.1. Соотношение просодии языка и мелодии песни .. 27
2.2. Рунический стих.................................29
2.3. Анализ акустических коррелятов ударения в рунической песне..........................................33
Глава 3. Звукоряды рунической песни.........................48
3.1. История изучения................................49
3.2. Общетеоретические вопросы......................................................... 52
3.3. Звукоряды.......................................55
3.4. Ладовые явления в наиболее распространенных звукорядах................................................66
Глава 4. Строение рунических напевов ............................ 82
4.1. История изучения....................................83
4.2. Форш................................................85
4.3. Рефрены............................................103
4.4. Ритмы..............................................106
4.5. Варьирование.......................................114
- 3 -
Глава 5. Моделирование, мелодий при помощи формальных
грашатшс..........................................125
5.1. Транскрипция - принципы и система............125
5.2. Моделирование при помощи формальных грамматик или метод грамматического вывода .... 136
5.3. Работа с напевами и музыковедческая оценка автоматичес1Ш порожденных напевов .......... 146
5.4. Классификация по грамматике....................158
Заключение..................................................171
Литература..................................................180
Приложение. Нотные примеры.................................
- 22 -
Таблипа 1.2.
6 0 I 2 9 16
4*5 2 II 15 9 8
3 8 84 132 91 35
2 9 48 23 5 3
I 19 49 17 6 0
Форма 3 Звукоряд 4 5 6 Больше
(1) ранний, или примитивный рунический напев (напевы в левом нижнем угле табл. 1.2);
(2) средний, или зрелый рунический напев'(напевы в середине верхнем угле табл. 1.2).
(3) поздний. или развитый рунический напев (напевы в правом клетка табл. 1.2).
В напевах развитого рунического стиля можно встретить мелодические отрезки с ясным гармоническим каркасом, которые в то же время полностью соответствуют строению рунической песни. Относительно небольшое число сложных мелодий в рассмотренном сборнике, вероятно, обусловлено выбором составителя - они ведь не столь редки и оригинальны, как более ранние напевы. Небольшое число совсем простых напевов можно объяснить двояко. Во-первых, они, естественно, забыты, заменены другими или усложнены. Но вполне возможно, что их число никогда и не было столь большим, как число зрелых и поздних напевов. Они могли существовать в вцце небольшого количества схем, в пении реализующихся в относительно вольных вариациях, как это было, например, с мелодиями водских песен (Рюйтель 19776).
Названные три мелодических стиля различаются не только
- 23 -
по такому внешнему признаку, как количество выступающих в напеве ступеней. Это число в свою очередь обусловлено мелодическими фигурами, которые в одном стиле встречаются часто, а в других редко или никогда (ср. анализ ладовых явлений по звукорядам в главе 3 настоящей работы).
Наконец, было вычислено соотношение К консервативных и изменчивых песен для каждой группы напевов I в табл. 1.2 в отдельности. Во избежание случайных результатов для очень маленьких групп соотношение выражено в процентах от аналогичного соотношения во всем сборнике. Из 602 анализируемых песен к консервативным относятся 258, к изменчивым - 344 песни:
консерЬатиЬиые изнеичиЬы е Р — песни Ь гьцппе и • песни Ь гриппе I #
14 2.5 8 0 зц!Г
Результаты представлены в табл. 1.3. Все ее клетки не заполнены, так как, несмотря на использование относительных чисел, значение в группах, содержащих менее 10 песен, оказалось слишком случайным. Очевидно, что более примитивные мелодии действительно связаны с более консервативными функциональными группами. Кстати, связь между консервативностью/изменчивостью и звукорядом более регулярна, чем связь между ней и формой. Это может быть обусловлено тем, что формы и ритм рунических напевов сильно связаны с географическим происхождением песни, а звукоряды - слабо.
В описании стилевых типов мелодики рунических песен (Тампере 1965) в центре внимания X.Тампере находятся различные к контрастные характеристики речитативного и песенного мелодических стилей. Дальше он все-таки выделяет в песенном стиле два разных принципа мелодической структуры - монодиче-