СОДЕРЖАНИЕ
Введение............................................................3
Глава первая. Дидактизм как неотъемлемый фактор детской музыки
(музыка для детей).................................24
• Фольклорная линия.......................................25
• Линия природы...........................................60
• Духовно-нравственная линия..............................67
Глава вторая. Феномен мира детства в музыке (музыка о детях)........83
• Скерцозно-игровая линия................................ 84
• Эмоционально-психологическая линия..................... 99
Глава третья. Модус детской тематики в контексте масштабных
произведений......................................109
• Интерпретация фантастической сферы посредством
детских образов.......................................113
• Идеальная окрашенность детских образов в противовес
трагедии..............................................120
• Введение средств детской музыки
в характеристику взрослых персонажей..................131
Заключение.........................................................148
Библиография.......................................................161
Приложение. Детская тема в произведениях русских композиторов.. 179
ВВЕДЕНИЕ
Детская тематика в современном музыкальном искусстве сформировалась в самостоятельную и многоплановую сферу культуры. Один из аспектов этой темы непосредственно связан с воспитательной и образовательной функцией, что особенно востребовано сегодня. Этим и определяется актуальность данного исследования. При кажущейся простоте и доступности, тема детства нередко предстаёт в сложных психологических и философских ракурсах и становится частью серьёзных художественных концепций.
По своему содержанию тема детства в искусстве относится к категории «вечных». Как самостоятельная линия творчества детская музыка имеет древнейшие корни, однако статус автономной области искусства приобрела сравнительно поздно. Традиции детской музыки в России складываются в XIX веке, наибольшей активностью отличается вторая половина столетия. Именно в этот период формируются основные принципы, разновидности и типы детской образности, которые получили дальнейшее развитие в музыкальной культуре XX века. В то же время, содержательная сторона детской музыки советского периода России нередко оказывалась политизированной (например, в пионерской песне), поэтому обращение к классическим примерам рассматриваемой сферы
3
Действующие лица оперы - Федул, намеревающийся вновь жениться, и его дети - пятнадцать человек разного возраста, от девицы на выданье - Дуняши до совсем ещё маленьких - Двойничков (Никодим и Анкудим) и Тройничков (Минодора, Митродора и Нимфодора). Партия Дуняши характеризует лирическую линию оперы. Партию Двойничков исполняют сопрано и альт, у Тройничков вокальная партия отсутствует (ио-видимому, они выполняют только статическую роль). Все дети Федула в основном участвуют в хоровых сценах, их партии представляют собой комментарии на реплики отца. Характерно, что детские персонажи углубляют сюжетную драматургию оперы: отец задумывается над своим решением, ведь дети видят в будущей жене -мачеху. Но детские черты в характеристике даже самых маленьких персонажей оперы отсутствуют, как нет их, например, и в портретах XVIII века, где дети изображаются в подобии взрослым, что акцентируется и внешним обликом (подчёркнутое следование в нарядах общей моде) и даже выражением лиц (не по-детски серьезным).
Коренное изменение отношения к теме детства в русской музыке связано со второй половиной XIX века. Детской теме отдаёт дань практически каждый композитор: А.Даргомыжский в детской песенке «Бабушка, скажи нам» и в «Колыбельной песне» на слова М.Яцевича, М.Балакирев в «Колыбельной песне» на слова А.Арссньева и в песне «Спи» на стихи Н.Хомякова, где детский сон является одной из сторон духовно-философских размышлений, Ц.Кюи в «13 музыкальных картинках» и в тетради детских песен, И.Римский-Корсаков в «Колыбельной песне» ор.2. Дети становятся важными персонажами не только вокальных и фортепианных миниатюр, но и сложных образных концепций в операх «Борис Годунов» и «Саламбо» М.Мусоргского, «Пиковая дама» и «Мандрагора» П.Чайковского и его же балетах «Спящая красави-
ца» и «Щелкунчик». В конце века появляются детские миниатюры
А.Лядова, В.Ребикова, А.Гречанинова и А.Аренского.
Значительная часть музыкальных произведений, связанных с детской тематикой, рассчитана непосредственно на детское исполнение, на приобретение необходимых навыков (пианистических или вокальных), то есть входит в детский репертуар. Такой инструктивнопедагогический подход к детской музыке существовал, видимо, всегда. В этой связи выделяется деятельность скрипача, пианиста и композитора Н.Афанасьева. Его сборники пьес для фортепиано «Альбом» и «Детский мир», детские песни (14 тетрадей, изданных в 1876 году), хоры («115 хоровых песен для детей и юношества», «50 детских игр с хорами») во многом были связаны с педагогической работой, в том числе с преподаванием в течение тридцати лет в Смольном институте [193]. Большинство сочинений этого композитора остались только в рукописях и сейчас хранятся в библиотеке консерватории Санкт-Петербурга.
В детских сборниках широко представлена палитра разнообразных жанров - вальсы, мазурки, польки, марши, этюды составляют основу фортепианных опусов П.Чайковского, А.Гречанинова, В.Ребикова и других композиторов. Пьесы получают и название по жанру, отражённому в миниатюре. Но иногда даётся оригинальное название, оживляющее пьесу, придающее ей своеобразный оттенок игры с ребёнком (именно этот принцип затем будет использоваться в детских сборниках композиторов XX века, как, например, в «Детской музыке» С.Прокофьева). Так, маршевая пьеса из сборника «День ребёнка» А.Гречанинова названа «Весёлый путь домой». В другом сборнике этого композитора - «Детский альбом» - № 8 «Скучный рассказ» является своеобразной формой этюда. Многократные повторы напоминают интонации «нудной»
- Київ+380960830922