Оглавление
страницы
Введение 3
Актуальность работы. Цель и задачи исследования. Обзор литературы.
Глава 1. К.Ю. Давыдов как основатель российской классической виолончельной школы. 12
Глава 2. Школа С.М. Козолупова как выдающееся явление в виолончельном искусстве. 34
Свет и тени детства - с. 37. Музыка при казацком штабе - с. 40. Впечатления, раздумья, навыки - с. 43. Выбор пути - с. 47. Черты исполнительского стиля - с. 50. Формирование метода - с. 57. В «интерьере» МГК - с. 60. Педагог-новатор - с. 62. Педагогический стиль - с. 73. Ступени технолоыги - с. 77. Работа над звуком - с. 84. Техника левой руки - с. 89. Вопросы репертуара - с. 93. «Библия виолончелиста» -с. 98. Преподавание игры на контрабасе - с. 100. Создание системы образования -с. 102.
Глава 3. Дальнейшее развитие принципов козолуповской школы в виолончельных классах МГК 2-й пол. XX века: 105
С.П. Ширинский - с. 106. С.З. Асламазян - с. 111. М.И. Ямпольский - с. 115. Г.С. Козолупова - с. 118. C.II. Кнушевицкий - с. 124. Л.С. Гинзбург - с. 129. M.JT. Ростропович - с. 132. H.H. Шаховская - с. 142. В.Я. Фейгин - с. 149.
Заключение 155
Основные выводы исследования и их значение в свете современного состояния российской виолончельной школы. Постановка задач для дальнейшего исследования российского виолончельного искусства в целом.
Список литературы 164
Приложения
1. Краткие очерки о профсссорах-виолончслистах Московской консерватории 1866-1924 гг.: Б. Космане, В.Ф. Фитценгагене, А.Э. Глене,
А.А. Брандукове. 176
2. Вопросник по теме «Музыкально-педагогическая школа». 193
3. Сравнительная характеристика редакций концерта для виолончели с оркестром № 2 a moll К.Ю. Давыдова - авторской редакции и редакции
С.М. Козолупова. 196
Введение
История отечественной виолончельной школы насчитывает уже более полутора столетий. И все это время русские и советские виолончелисты по праву занимают ведущие позиции в мировом исполнительском искусстве. Прочный фундамент, заложенный К.Ю. Давыдовым и его последователями, преемственность художественного почерка поколений отечественных исполнителей, единство и жизнеспособность российских педагогических принципов и методик с присущими им органичностью и глубокой научной обоснованностью, - таковы, на наш взгляд, основные факторы, определившие расцвет отечественного виолончельного искусства на протяжении столь длительного периода. Неоспоримо и влияние российской виолончельной школы на развитие исполнительства в других странах мира. Москва и Санкт-Петербург, как ведущие центры отечественного виолончельного искусства, всегда притягивали множество студентов-иностранцев, желающих получить или завершить свое образование у наших преподавателей Многие отечественные исполнители и педагоги, уехав на Запад, основали там свои школы и успешно преподают, неся эстафету традиций школы С.М. Козолупова по всему миру. Таким образом, российская национальная виолончельная школа стала органической частью мировой музыкально-педагогической культуры
С другой стороны, изменения социально - экономической ситуации в стране в конце XX - начале XXI вв., когда культура фактически перестала быть национальным приоритетом, и в обществе отсутствует какая-либо объединяющая генеральная линия развития; не могло не отразиться на состоянии музыкального образования. В условиях тотального господства шоу-бизнеса, низкопробного ТВ и безконтрольного Интернета, коммерциализации образования и падения общей культуры населения России, отечественные педагоги и студенты были поставлены в трудную ситуацию, требующую привлечения всего багажа богатейшего педагогического наследия отечественной школы XX века.
21
поисками и находками С.М. Козолупова (в особенности на его постах декана оркестрового факультета и заведующего кафедрой виолончели и контрабаса Московской консерватории) полувеком позже, только у Карла Юльевича эта деятельность носила более глобальный и общественно значимый характер.
Композиторское творчество Давыдова, особенно в его виолончельной части, имело очень большое значение для своего времени. Написанные им пять концертов для виолончели с оркестром (включая Allegro du Concert), множество различных пьес, фантазий (стоит выделить «Фантазию на русские песни»), «Гимн» для 10 виолончелей с 2 контрабасами и ударными, этюды на разные виды техники и т.д., - существенно обогатили довольно скудный в те годы репертуар для виолончели. Все опусы отличаются ясностью формы, мелодичностью, блестящим использованием выразительных средств виолончели [105,208].
Во втором концерте для виолончели с оркестром (a-moll, ор. 14) особенностью формообразования первой части является существенно возросшая роль оркестра как активного носителя тематического материала, что своеобразно трансформирует схему сонатного allegro. Здесь со всей очевидностью сказалось влияние скрипичного концерта Мендельсона, подтверждением чему является каденция, при всех своих виртуозных замысловатостях входящая в ткань концерта органической составной частью.
Тематический материал сочинения показывает также родство этой музыки с шумановским а*шо1Г-ным концертом для виолончели с оркестром; то же проявляется и в некоторых пьесах, в частности, в «Воскресном утре» и «Вечерних сумерках» (ор. 20 № 1 и № 4). Одновременно Давыдов стал обнаруживать известное тяготение к Шопену, интонации которого угадываются в музыке Давыдовской «Баллады» (ор. 25). Показательно, что каждому из этих композиторов Карл Юльевич уделил максимальное внимание в своих виолончельных транскрипциях.
Меньше удавались ему моменты длительного тематического развития. Так, медленная часть 3 концерта грешит известной затянутостью и
22
расплывчатостью мотивной разработки, а финал недостаточно изобретателен композиционно. Однако первые части концертов являются шедеврами прежде всего педагогического репертуара, и в настоящее время они широко используются для выработки качественной кантилены и полноценного формирования основных технических навыков молодых исполнителей в среднем звене обучения и на первом курсе ВУЗа1.
Из других сочинений К.Ю. Давыдова следует назвать симфоническую фантазию «Дары Терека», удостоившуюся похвал (хотя и небезоговорочных) самого П.И. Чайковского [56, III, 65], а также струнные секстет и квартет, фортепианный квинтет, романсы разнообразного плана, множество транскрипций для виолончели и клавира (в основном фортепианных пьес Бетховена, Шумана, Шопена, Листа).
В своих миниатюрах Давыдов выступал как убежденный, тонкий и глубокий лирик, утверждал свойственные ему как исполнителю широкую распевность кантилены, «длинный» смычок (особенно показательно в этом отношении «Одиночество», ор. 9 № 1) и легкую подвижность левой руки. Интересно, что одна из этих пьес («У фонтана», ор. 20 № 4) в свое время открыла совершенно новую страницу в виолончельном исполнительстве благодаря впервые примененному Карлом Юльевичем в виолончельной литературе штриху легкого sautillé на повторяющихся нотах, и тогда же вызвала множество подражаний (в том числе, «Танец эльфов» и «Бабочку» Поппера, «Molto perpetuo» Фитценгагена, «Скерцо» Кленгеля и др.).
В целом можно констатировать, что проявив известный интерес к творчеству западноевропейских романтиков, Давыдов-композитор развивался под плодотворным воздействием русской классической музыкальной культуры, будучи в постоянном творческом и дружеском общении со многими отечественными композиторами, исполнителями и педагогами.
1 Исполнение одного из концертов Давыдова и в настоящее время является обязательным на вступительных экзаменах в Парижской консерватории.
- Київ+380960830922