Ви є тут

Цикл Дьердя Куртага Игры в контексте венгерской детской фортепианной музыки второй половины XX столетия

Автор: 
Хайновская Татьяна Александровна
Тип роботи: 
кандидатская
Рік: 
2007
Кількість сторінок: 
283
Артикул:
133870
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение...............................................................3
Глава I. Фортепианная литература для детей и юношества в системе
современного венгерского музыкального воспитания ................14
1.1. Особенности музыкального воспитания и образования в Венгрии 14
1.2. Характерные стилевые черты современной венгерской
детской фортепианной музыки.........................................26
1.3. Цикл Дьердя Куртага «Игры» - место в творчестве, предшественники, идея и архитектоника..............................41
Глава II. Цикл Д. Куртага «Игры» и методы композиции
XX столетия......................................................73
2.1. Венгерский инструктивный фортепианный репертуар как отражение стилевых направлений музыки XX века................................73
2.2. Серийность.......................................................78
2.3. Алеаторика.......................................................83
2.4. Сонорика; пуантилистика; трактовка фольклорных элементов.........94
Глава III. Стилистические игры в цикле Д. Куртага
(о пьесах-посвящениях цикла «Игры»).............................113
3.1. Своеобразие замысла пьес-посвящений в цикле.....................113
3.2. Посвящения великим предшественникам.............................119
3.3. Посвящения выдающимся композиторам-современникам................127
3.4. Посвящения коллегам.............................................136
3.5. Посвящения без указания адресата................................139
Глава IV. Цикл Д. Куртага “Игры” и актуальные проблемы воспитания
пианиста........................................................146
4.1. Особенности фортепианной фактуры; пианистические
принципы цикла.....................................................146
4.2. Вопросы интерпретации пьес цикла «Игры».........................157
Заключение...........................................................163
Библиографический список использованной литературы...................169
Приложение 1.........................................................177
Приложение 2.........................................................251
Приложение 3.........................................................266
Приложение 4.........................................................275
3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования.
Одной из ключевых особенностей современного композиторского творчества является высокая степень изменений, которые претерпевают практически все традиционные композиционные приемы и средства выразительности. Видоизменяются способы ладотональной организации, обогащаются и преобразуются средства гармонического, тембрового, ритмического языка, приемы формообразования и т.д. Этот процесс естественным и непосредственным образом получил отражение также в сфере композиторского творчества, обращенной к юным пианистам.
Наряду с изучением традиционных классических образцов искусства прошлого важным и полезным представляется освоение авангардных явлений в сфере фортепианной технологии XX века. В целях гармоничного и разностороннего музыкального развития ребенка необходимо, чтобы знакомство с новыми средствами музыкальной выразительности происходило уже на ранних этапах обучения.
Для позитивного решения актуальнейшей проблемы приобщения юных музыкантов к миру современной музыки требуется основательное изучение новейшей музыкально-педагогической литературы, могущей достойно пополнить современный учебный репертуар. К настоящему моменту в сфере детского фортепианной музыки для детей накопился огромный пласт новых опусов, без знания которых педагогическая работа становится односторонней.
27
стве примечательна прямая преемственность традиций Белы Бартока, Золтана Кодая и композитора, музыковеда и педагога Лео Вейнера6.
Творчество крупнейшего венгерского педагога-композитора XX века Ф. Фаркаша, воспитавшего плеяду знаменитых композиторов - Д. Лигети, Д. Куртага, Э. Петровича, Ш. Соколаи - отличается стилистическим разнообразием и значительным интересом к новым композиционным идеям . Композиторский поиск заметен и в его произведениях для детей и юношества.
Примером этому служит цикл Ф. Фаркаша для фортепиано Три монограммы (пример 1а), состоящий из лаконичных, обладающих изящной формой пьес. Первая композиция представляет собой типичную инвенцию (или миниинвенцию), состоящую из двух равноценных половин, во второй из которых голоса меняются местами. Основной мотив пьесы состоит из одиннадцати неповторяющихся звуков. Двенадцатый является одновременно и концом «серии», и началом имитации, выполненной по всем законам баховского письма - на квинту вверх, то есть в «тональности» доминанты. Четыре последних такта - своеобразная кода - содержат намек на стретту (где верхний голос проходит в увеличении), разрешающуюся в quasi тональный центр -звук Л.
Вторая композиция - тридцатидвухтактовая фугетта, выполненная по всем законам этого жанра. Но при этом ее тема - абсолютно додекафонного склада; структура ряда - хиндемитовского плана (то есть при расчленении темы на относительно законченные сегменты каждый из них выстроен диатонически). Интермедийная разработка состоит из модификаций темы, подвергающейся различным изменениям: уменьшению, усечению и последующей трехступенчатой секвенционности четко выраженного имитационного плана. Последнее проведение темы - канон, устанавливающий тональный центр - A-dur. На звуке А базируется органный тональный пункт, где послед-
6 Лео Вейнер - композитор, чье творчество сформировалось под влиянием музыки романтического стиля и национального фольклора. Проявил себя как выдающийся педагог и крупный мастер преподавания камерной музыки.
7 Ф. Фаркаш первым в Вешрии (в 1949 году) применил техник)' додекафонии.
2S
ний раз проводится интонация темы, слегка «подсвеченная» вводный тоном (пример 16).
Третья миниатюра (пример 1в), имеющая черты трехчастности и созданная с применением подвижного контрапункта, вполне соотносится с жанром жиги, поскольку в ритмическом отношении здесь главенствуют два мотива: три восьмых - четверть с точкой; четверть с точкой - три восьмых, первая из которых залигована с четвертью. Эти мотивы проходят в каноническом изложении, во второй половине пьесы подвергаясь ритмическому сокращению. Композиция отличается большой ролью инверсионности и имеет единый «тональный» центр - звук Н.
Представляют интерес и две наиболее яркие миниатюры Ф. Фаркаша из цикла Пять легких пьес (пример 2а). Первая (е-шо11) примечательна отсутствием на всем протяжении (29 тактов) второй ступени (fis). В середине трехчастной композиции существенное значение имеют синкопы, подчеркивающие гармонически усложненный одноименный мажор. Вторая, столь же миниатюрная, имеет центром интонационного притяжения звук G. Белокла-вишность в сочетании с изложением в миксолидийском ладу создает некоторую «ладовую двусмысленность» (пример 26).
Весьма популярна в Венгрии разнообразная и ярка увлекательная фортепианная музыка для детей известного венгерского композитора, пианиста и педагога Пала Кадоши8. Композитором, развивающим в своем творчестве традиции Б. Бартока, создано колоссальное количество сочинений практически для всех существующих инструментов или ансамблей. Тем не менее, главенствующее место в списке произведений П. Кадоши занимает его любимый инструмент - фортепиано.
8 Пал Кадоша в 20-с годы учился в Будапештской консерватории но классу композиции у 3. Кодая, по классу фортепиано - у А. Секся В 1948 году П. Кадоша организовал Первый международный фестиваль им. Б. Бартока.