Ви є тут

Мемориальность в отечественной музыке последней трети XX века : к исследованию феномена

Автор: 
Андрущак Татьяна Станиславовна
Тип роботи: 
к исследованию феномена
Рік: 
2008
Кількість сторінок: 
225
Артикул:
172526
179 грн
Додати в кошик

Вміст

/
2
СОДЕРЖАНИЕ
Введение.............................................................3
Глава I. Феномен мемориальности в искусстве...........................20
1.1. Мемориальность как жанровый код скульптурно-архитектурного мемориала...............................................................20
1.2. Мемориальность в музыке: особенности проявления феномена в сочинениях русских композиторов XIX - 60-е годы XX века.................41
Глава И. ”Личное” в художественном пространстве мемориальных сочинений последней трети XX века..........................................62
2.1. Оплакивание....................................................62
2.2. Память.........................................................84
Глава ПІ. Внеличные смыслы в художественном контексте мемориальной
музыки последней трети XX века......................................108
3.1. Пять «сюжетов» о смерти......................................108
3.2. Образ Света..................................................133
Заключение..........................................................152
Литература..........................................................159
Приложение. Нотные примеры...........................................179
3
ВВЕДЕНИЕ
С завершением второго тысячелетия в отечественном музыкознании обозначился активный процесс осмысления важных тенденций искусства XX века. Историческая перспектива открыла возможность представления художественных традиций ушедшего столетия во всей полноте и целостности. В ряду таких традиций - практика сочинения произведений in memoriam. Это художественные опусы, создание которых актуализировано специфической жизненной ситуацией - смертью человека или массовой гибелью людей в трагических обстоятельствах. Стимул предопределил основные смысловые функции сочинений in memoriam, обозначение которых находим в исследованиях отечественных музыковедов. Так, О. Соколов определяет их как «выражение печали утраты и благоговейного отношения к адресату, светлой памяти о нем» (163, 204). Значимость авторской, человеческой, этической позиции в мемориальной музыке подчеркивает М. Лобанова (100, 159). Произведение in memoriam характеризуется В. Холоповой как «благородная дань почтения духовным отцам, проникнутая особой этической настроенностью» (190, 69).
В научной лексике за произведениями in memoriam закрепился целый ряд различных, но синонимичных но сути, обозначений — эпитафиапьные, прощальные, траурные, поминальные, мемориалы/ые1. Такая музыка маркируется авторским указанием на «адресата»2, чье имя / событие фиксируется в заголовке или в дополнении к нему посредством указаний «In memory...»,
' Как синонимы эти понятия будут использованы и в настоящей работе.
' Слово «адресат», относимое к личности, памяти которой посвящен художественный опус, утвердилось в литературоведении. Исследователи поэтических 1п тетопат подчеркивают безусловную уместность данного понятия, фиксирующего одну из существенных особенностей «прощальных» стихотворений - построение текста как обращения к ушедшему из жизни человеку, с активным использованием местоимения второю лица единственного числа (См. об этом: Д. Ахапкин (13, 124)). В аналогичном значении слово «адресат» будет использоваться и в настоящей работе.
21
В контексте исследования Ф. Арьеса мемориал отождествляется с надгробием особого типа. Фиксируя место погребения, такое надгробие является носителем идеи социального бессмертия в культурной памяти поколений, то есть, так называемой мемориальной концепции. Она сложилась в античности, находя свое предметное выражение в эпитафиальных надписях и надгробных сооружениях, призванных обеспечить вечную жизнь усопшему в сознании потомков. Именно такая трактовка, на наш взгляд, наиболее четко очерчивает смысловые рамки понятия «мемориал», поэтому в настоящей работе она принимается как основная.
Отсутствие специального исследования, в котором бы обстоятельно и с теоретических позиций осмыслялась проблема художественной специфики жанра скульптурно-архитектурный мемориал, также затрудняет создание общего представления о нем. Отдельные наблюдения над эстетической природой мемориала предстают в рассредоточенном виде в научной литературе, посвященной самым различным проблемам жанра в широкой исторической перспективе. Так, в трудах В. Ермонской определение художественных принципов растворено в исследовательском тексте, направленном на описание конкретных памятников различных эпох (56; 57). Н. Воронов размышляет о специфике жанра, исследуя монументальную скульптуру конкретного периода - 60 - 80-х годов XX века (32). Важные соображения относительно художественных принципов мемориала А. Мазаев высказывает в контексте проблемы взаимоотношения историко-документального и художественного начал в жанре на современном этапе его развития (105).
Наконец, необъятен сам художественный материал осмысления, представляющий большое историческое и национальное разнообразие конкретных образцов жанра. Мемориал находится в процессе постоянного обновления и обогащения: идеологические, мировоззренческие, эстетические факто-
22
ры времени определяю т неповторимость художественного решения надгробного памятника в ту или иную эпоху13.
Так, в нарастающей грандиозности усыпальниц Египетских фараонов, в увеличении надземной массы пирамид, производивших впечатление подавляющей монументальности, наглядно проявилось стремление утвердить и прославить деспотическую монархию в веках.
В этико-эстетическом аспекте славы раскрывается значение традиции создания могильных курганов в обрядах по погибшим воинам в Древней Греции и в Древней Руси накануне принятия христианства14. «Эпическое “потомки уел ышат”,... вечная слава - вот то, на что надеется, во что верит и к чему стремится эпический герой. Не умереть без следа, в чем-то остаться, в чем-то сохраниться...» (200, 140-141). Захоронения мертвых и надгробие становятся средством закрепления славы в веках, утверждения в памяти потомства. Увековечивая славу героя, могильный курган «вырастает в эпический символ жизни, прожитой ’’надлежащим образом”, в полном соответствии с эпическим идеалом» (200,143).
Родовое начало, привязанность к общественному целому стимулируют устремленность к бессмертию в славе у древних греков классического периода и римлян периода республики. «Они дорожили своим добрым именем. -пишет В. Сабиров, - В это время практически не было анонимных погребений. Римляне украшали могилы скульптурными изображениями покойных, надгробия исписывали эпитафиями, в которых прославлялись дела и таланты почившего» (149, 38). Но, как подчеркивает исследователь, с падением классической полисной системы и образованием огромных мировых империй наступает кризис традиционных ценностей: идея обретения бессмертия в славе
13 Весьма симптоматичны в связи с этим слова исследователей, подчеркивающих, что «художественная специфика мемориала до сих пор остается во многом загадочным аспектом проблемы мемориала» (105, 178), что «общее состояние этого жанра в наше время носит весьма разнообразный характер, искусство надгробного памятника находятся в движении, принципы его уточняются» (56, 6).
14 Курганы - своего рода земляная архитектура. В славянских языческих городах, увенчанные массивными столбами или шлемами, положенными на щит, они возвышались рядом с крепостными стенами и теремами.