Ви є тут

С.Е. Фейнберг - исполнитель и педагог

Автор: 
Когтева Л.В.
Тип роботи: 
кандидатская
Рік: 
1984
Кількість сторінок: 
239
Артикул:
134233
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Стр.
7. Средства выразительности в исполнении "Хорошо темперированного клавира" ................. 106
8. Основные черты трактовки сочинений
Р.Шумана и А.Скрябина .......................... 115
Ш. ГЛАВА. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ С.Е.ФЕЙНБЕРГА
1. Характер и методы педагогики С.Е.Фейнберга ..................................... 127
2. Особенности работы над звучанием.................142
3. Принципы построения форг/ы, фразировка
и агогика .......................................152
4. Методы технологической работы исполнителя . 158
5. Совершенствование аппликатурных приемов , . 165
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ...................................................179
ЛИТЕРАТУРА ...................................................185
i
ВВЕДЕНИЕ
Интенсивная творческая деятельность С.Е.Фейнберга, продолжавшаяся на протяжении почти шести десятилетий двадцатого века, отмечена выдающимися достижениями в разных областях музыкального искусства. Автор многочисленных фортепианных произведений, пианист, получивший признание не только в нашей стране, но и за рубежом, с 1922 по 1962 год профессор Московской консерватории - С.Е.Фейнберг явился одним из создателей советского пианизма и одним из самых ярких и своеобразных его представителей. Широта и универсальность интересов, глубокая эрудиция, независимый характер творческого воображения предопределили новаторский подход музыканта к решению наиболее сложных эстетических проблем своего времени. Художественные взгляды, артистические концепции С.Е.Фейнберга способствовали развитию прогрессивных принципов советского искусства, оказали воздействие на воспитание нескольких поколений молодых музыкантов.
Разносторонняя художественная деятельность С.Е.Фейнберга в полном объеме ранее не изучалась. Не ставилась задача проследить основные особенности его стиля в связи с ведущими направлениями русского и советского пианизма. Необходимость подобного исследования вызвана следующими обстоятельствами. Творчество музыканта синтезировало многие духовные и стилевые начала своего времени. В композиторской и исполнительской деятельности С.Е.Фейнберг продолжил начатые его предшественниками поиски новых пианистических приемов, расширил колористические и тембровые возможности инструмента, совершенствовал принципы драматургического развития, приемы динамизации сонатной формы. Особый интерес для исследования представляют
С.Е.Фейнбергу на протяжении всей его жизни, была направлена в основном на изучение закономерностей исполнительского творчества, Сложность анализа этой области искусства не раз отмечалась психологами, музыкантами теоретиками и практиками,
В большинстве случаев подчеркивались стихийность, неуправляемость процесса осуществления замыслов, невозможность постичь "неотчуждаемые тайны творчества" (Гегель). Многие концертирующие артисты стремились оградить себя от анализа закономерностей исполнительского процесса, опасаясь надуманности, предвзятости в момент осуществления художественных намерений,
С.Е.Фейнбергу - выдающемуся музыканту - практику удалось проникнуть в психологическую сущность творчества композитора и исполнителя, выявить сеязи между сознательной и подсознательной его сферами. Он был убежден в том, что теоретические исследования смогут стимулировать появление новых, ярких и неожиданных исполнительских решений.
С.Е.Фейяберг подошел к рассмотрению проблем музыкального исполнительства на основе критического изучения и переосмысления различных философских, эстетических, искусствоведческих направлений. В своих работах он ссылался на высказывания об искусстве Платона, И.Гете, Ф.Шиллера, Л.Толстого, А.Гильдебранда, Р.Вагнера, полемизировал с отдельными теоретическими положениями эстетики И.Канта, Г.Гегеля, А.Шопенгауэра и других философов. Это позволило ему широко и многосторонне решить целый ряд профессиональных проблем. Теоретические работы
С.Е.Фейнберга охватывают по его определению следующие области:
- исследование эволюции музыкальной формы;
- процесс дифференциации фортепианных стилей;
- 21 -
- рассмотрение диалектических свойств музыкального времени;
- изучение закономерностей исполнительской интерпретации;
- совершенствование методики творческой работы пианиста..
Центральные направления исследования переплетаются с рядом дополнительных тем. Стремясь выяснить природу музыкального творчества, С.Е.Фейнберг сопоставил различные виды пространственных и временных искусств, разграничил их по свойствам художественного материала и методам воплощения замыслов. Большое внимание исследователь уделил соотношению формы и содержания. Впервые им был поставлен и по-своему разрешен вопрос о том, что является объектом художественного восприятия в исполнительском искусстве.
Основное содержание теоретических работ С.Е.Фейнберга связано с преодолением некоторых положений романтической эстетики и утверждением новых, более современных критериев в истолковании музыки различных эпох. Это обстоятельство было обусловлено не только складом художественного и исследовательского мышления музыканта, но и определенной исторической ситуацией в искусстве того времени. В первые десятилетия двадцатого века в концертной практике происходит смена исполнительских традиций, намечаются новые репертуарные тенденции, связанные с тяготением к современной музыке, творчеству И.С.Баха и классике. Повышенный интерес концертирующих музыкантов к этому кругу сочинений сопровождался стремлением к уточнению стилистических особенностей их исполнения. В это время проводятся серьезные текстологические исследования, издаются теоретические работы, содержащие обобщения эстетических за-