Ви є тут

Национальные стили и исполнительские традиции флейтовой музыки эпохи барокко

Автор: 
Шелудякова Юлия Васильевна
Тип роботи: 
диссертация кандидата искусствоведения
Рік: 
2008
Кількість сторінок: 
244
Артикул:
172619
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
Содержание
Введение.............................................................3
Г лава I. Флейта в контексте инструментального стиля эпохи барокко
1. Инструментальная музыка эпохи барокко..........................10
2. Разновидности и конструкция флейты в эпоху барокко.............21
3. Флейтовое исполнительство и педагогика.........................35
Глава II. Национальные ст или во флейтовой музыке...................56
1. Итальянский флейтовый стиль....................................63
2. Французский флейтовый стиль....................................79
3. Немецкий флейтовый стиль.......................................91
Глава III. Исполнительские традиции флейтовой музыки эпохи барокко.........................................................113
1. Артикуляция и динамика........................................121
2. Темп и ритм...................................................136
3. Свободная орнаментика.........................................149
Заключение.........................................................160
Библиография.......................................................163
Приложение.........................................................183
3
Введение
Проблема и тема исследовании.
Значительный интерес к старинной музыке, который появился во второй половине XX столетия сначала в Европе и Америке, а затем в России, в немалой степени обусловленный установками неоклассицизма и реакцией на музыкальный авангард, повлек за собой появление многочисленных ансамблей, камерных оркестров и солистов, специализирующихся на исполнении старинной музыки, в частности, музыки эпохи барокко с участием флейты, и поставил целый ряд проблем, связанных с ее исполнением.
Обращение к музыке ранних эпох выявило важность не просто грамотной и адекватной в стилевом отношении интерпретации, но исторической достоверности, в связи с чем сформировалось понятие «аутентичное исполнительство». Временной разрыв между барокко и современностью, открытие скрытой содержательности музыки дайной эпохи вызвали неподдельный интерес исполнителей к утраченным традициям и стремление к их возрождению. За рубежом этот процесс происходил достаточно быстро и естественно, гак как там бережно сохранялось историко-культурное наследие: архитектурные строения со своей специфической акустикой, нотные рукописи и трактаты, старинные инструменты, традиции инструментальных и вокальных школ; изучение исполнительского стиля эпохи барокко стало одним из разделов обучения инструменталистов и вокалистов.
Аутентичное движение в России стало актуальным только в последние десятилетия. Начали появляться ансамбли, в которых используются старинные инструменты (копии), проводятся фестивали старинной музыки («Еаг/у-пптс»\ «Московское действо», «Антиквариум»), пользующиеся неизменным успехом у публики. Проблему недостатка специалистов, способных обучать адекватному исполнению барочной музыки, отчасти решают факультет исторического и современного исполнительского искусства Московской консер-
23
гает принципы табулатуры для клавира, лютни и блокфлейты (дискант, тенор, бас2). Аппликатура блокфлейты, предложенная Вирдунгом, почти полностью идентична барочной и с некоторыми изменениями используется в настоящее время. В этом трактате содержится изображение поперечной флейты с шестью игровыми отверстиями, названной Zwerchpfeiff. Вирдунг упоминает ес именно как военный инструмент, что говорит о сохранении средневековой традиции.
В трактате Мартина Агриколы «Musica Instrumentalis deucisch» (1529), наряду с продольными флейтами, представлено семейство Schweitzer Pfeiffen (цилиндрические, с шестью игровыми отверстиями) — дискант, альт, тенор и бас.
Поперечные флейты не были привязаны исключительно к военной практике, они сопровождали пение и танцы, начали появляться и чисто инструментальные жанры (обработки песен и танцев, вариации, фантазии, канцоны). Распространенной среди знатных любителей была консортная музыка, объединявшая в одном ансамбле однотипные инструменты разной высоты и размеров. Так, английский король Генрих VIII между 1530 и 1547 годами организовал свой королевский консорт поперечных флейт, музыканты которого играли на инструментах, сделанных представителями семьи мастеров Басса-но.
В трактате М. Преториуса «Sintagma musicum» (1614-1620) был подведен итог инструментальной эволюции XVI столетия и обозначены исходные позиции XVII. В его работе содержатся иллюстрации необычайно разросшегося семейства блокфлейт и консорт поперечных флейт, которые впервые предстают в самостоятельном музыкальном значении, вне военной практики. На ее отличие от военного инструмента указывает И.И. Кванц в главе, посвященной истории поперечной флейты: «М. Преториус в Theatrnm instru-
2 Названия разновидностей флейт (и других духовых инструментов) произошли от названий вокальных партий.
24
mentorumJ, изданном ... в 1620, когда не использовался ни один из клапанов, называет эту флейту Querflôtten. В отличие от нее, инструмент, до сих пор используемый среди солдат в сопровождении малого барабана, называют Schweitzerpfeife» [202, с. 29-30]. Иллюстрации М. Преториуса содержа!' три инструмента — дискант, альт или тенор, бас. Каждый представитель этого семейства обладал диапазоном в две октавы с добавлением фальцетных нот — дискант: а1-а3 + Ь3-е4 , длина 14 дюймов, альт или тенор: d'-d3 + е3-а3, 22 дюйма, бас: g-g2 + cT-d3, 32 дюйма [211, с. 12]. Басовая флейта была первой поперечной флейтой, разделенной на две части, что позволяло регулировать строй в пределах ансамбля.
Традиции М. Преториуса прослеживаются в капитальных грудах француза Мари Мерсенна («Harmonie Universelle», 1637) и немца Афанасия Кирхера («Masurgia universalis», 1650), содержащих достаточно полные сведения о флейте. Они описывают семейства продольных и поперечных флейт, содержат аппликатурные таблицы для всех типов флейт. А. Кирхер, наряду с «обычными» поперечными флейтами, выделял в особый вид все ту же военную флейту.
В трактате М. Мерсенна «Harmonie Universelle» (1637) представлены две Flûtes Allemands — in D и in G. Длина первой из них была 23'/2 дюйма, аппликатурная таблица соответствовала диапазону в две октавы в пределах ре-мажорного звукоряда (d'-d3), расширенного до а3 путем добавления двойных октавных флажолетов. Эта флейта имела цилиндрическую форму без клапанов. Мерсенп рассматривал возможность развития флейты.как хроматического инструмента с помощью добавления клапанов. Он даже сделал эскиз, показывающий форму клапана [211, с. 14].
Консортныс инструменты, известные с конца XVI века, были предназначены для совместного звучания в ансамбле. Они не обладали ровностью диапазона, использовавшегося в основном в верхней его части. Новый выра-
' Том иллюстрации ко второму тому «Sintagma musicum», озаглавленного «De Organographia».