Ви є тут

Духовная музыка отечественных композиторов: поэтика жанровых форм : конец XX - начало XXI вв.

Автор: 
Попова Елена Викторовна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2011
Артикул:
302002
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Оглавление
Введение 3
Глава первая. Литургическая музыка
1.0. Предварительные сведения 12
1.1.1. С.З. Трубачев. «Песнопения Всенощного бдения» 17
1.1.2. С.З. Трубачев. «Песнопения Литургии» 24
1.2.1. Митрополит Иларион. «Всенощное бдение» 37
1.2.2. Митрополит Иларион. «Божественная Литургия» 58 Глава вторая. Внелитургическая музыка
И.О. Предварительные сведения 69
II. 1.1. А.И. Микита. Духовный концерт «Богородичные песнопения» 72
II. 1.2. А.И. Микита. Духовный концерт «Сам един Ней бессмертный» 90
11.2.1. В.Б. Довгань. Концерт «Из триоди постной» 97
П.2.2. В.Б. Довгань. Цикл «Из часов Святой Пасхи» 112
Глава третья. Малые жанровые формы: принципы построения
Ш.О. Предварительные сведения 122
111.1. Хоровые произведения 123
Ш.2. Инструментальные произведения 135
Заключение 143
Библиография 146
Приложение № 1 157
Приложение №2 171
2
Введение
В настоящее время, в связи с активным возрождением духовной музыки, наблюдается немалый подъем в этом направлении. Сакральная тематика расширяется и обогащается новыми и индивидуальными композиторскими решениями. В связи с этим, становится трудным определить жанровую принадлежность того или иного произведения.
Как известно, в последней трети XX века церковная музыка получила широкую возможность как клиросного, так и концертно-сценического воплощения. Каталог творчества духовных сочинений пополняется с каждым годом своеобразными и неповторимыми произведениями. Композиторы, сочиняя духовную музыку, стремятся к тому, чтобы их произведения не только были исполнены, но и получали реакцию в научном знании.
В конце XX века духовная тематика становится все более актуальной: расширяется круг авторов, работающих в этом направлении, создаются композиторские сообщества, на которых большое значение уделяется современной духовной музыке (например, объединение «МОСТ»). Сакральная музыка все чаще исполняется известными хоровыми коллективами (например, Московский Синодальный хор под управлением
А.Пузакова); создаются музыкальные фестивали и конкурсы, приуроченные к какому-либо торжеству или церковному празднику (например, Пасхальная хоровая ассамблея - 2009, Первый Рождественский фестиваль). Кроме того, отдельные современные духовные композиции становятся неотъемлемой частью репертуара хоровых концертов под руководством известных хормейстеров (В. Минин, А. Петров, В. Полянский, Б. Тевлин).
В связи с этим, научная мысль в этом направлении также активно развивается: появляются музыковедческие конференции, на которых
духовная тематика рассматривается с разных ракурсов. Ученые-богословы, философы, музыканты активно интересуются состоянием современного богослужебного пения.
3
Имеется в виду не стилевая свобода, приводящая к современному дисгармоничному звучанию, а свобода, сдержанная традицией и, соответствующая уставам древнего церковного пения.
Песнопения Всенощного бдения отличаются строгой сдержанностью мелодических и гармонических оборотов, свойственных церковному богослужебному пению. Трубачев заимствует особенности выразительных средств избранных напевов. В соответствии со строением мелодии, несимметричный «неправильный ритм», наследуемый от традиции, создает атмосферу древнего пения, помещенного в контекст современности. Максимальная сосредоточенность, уходящая в глубину созерцательности, создает ощущение полного покоя и молитвенного состояния.
В итоге, каждое песнопение, обладая собственным решением жанровой формы, содержит и черты, общие для духовно-музыкальных композиций Трубачева.
Гармонический язык его песнопений данного сочинения развивается в двух направлениях: «1 - традиционный стиль, строгий и простой, но обогащенный распевностью и ладовым характером гармонизации, в которых обиходная мелодия звучит, как правило, в верхнем голосе; 2 - значительно более свободный в композиционном плане, с преобладанием распевно-подголосочного склада над функционально-гармоническим, тяготеющий к свободной творческой обработке напева»13. Оба этих творческих методов, описываемых Трубачевым в статье «Песнопения панихиды в русской музыке», можно применить и к характеристики гармонического языка песнопений этого цикла.
Важным средством выражения является линеарность музыкального мышления: гармоническая вертикаль складывается из мелодических линий, образующих либо варианты древней мелодии, либо ее отдельные фрагменты. Именно эти средства и формируют своеобразное звуковое пространство,
13 Трубачев С. Избранное. Статьи и исследования. М., 2005. С. 621-622.
19
присущее только Трубачеву.
Форма - всегда традиционно, она вбирает в себя смысловую и музыкально-выразительную образность, реализуясь как единое целое. Единство достигается и благодаря взаимосвязи гармонического и полифонического мышлений, представляющей собой важную характерную особенность древних церковных песнопений и их обработок.
№1 «Благослови, думе моя, Господа». Предначинательный псалом. Гармонизация Греческого распева.
Постепенное развертывание повествования (в начале поет один голос) в неспешном темпе создает ощущение полного спокойствия и умиротворения: композитор как бы не торопится излагать свою мысль, и каждая строфа будто «застывает», но не прекращается. Так, спокойный и величественный образ этого песнопения создает настроение, характерное для всего цикла.
М2 Блажен муж. Первый антифон первой кафизмы. Гармонизация обиходного напева, редакция для мужского хора.
Форма этого песнопения состоит из чередования стихов и припевов «Лллилуия». Ладовая переменность (С и (3), четкая слоготоповость, повторяющиеся аккорды - все эти традиционные черты отражают образносмысловую интерпретацию автора в гармонизации обиходной мелодии.
М3 Свете тихий. Гармонизация Валаамского распева, редакция для смешанного хора.
Авторская ремарка «протяжно» указывает не только на темп песнопения, но и на музыкальный характер в целом. Медленное развертывание повествования в традиционном изложении образует некий пространственно-временной контраст с предыдущим номером. Несмотря на трех-четырехголосие, слышится полнозвучная насыщенная фактура. В звуковысотном плане выделяется использование обиходного звукоряда, встречающегося неоднократно в этом песнопении.
20