2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение................................................................3
Глава 1. A.C. Аренский - композитор и пианист..........................10
1.1. Предпосылки формирования A.C. Аренского
как музыканта.....................................................10
1.2. Особенности пианизма A.C. Аренского.........................42
Глава 2. Фортепианные миниатюры A.C. Аренского.........................47
2.1. Этюды.......................................................50
2.2. Прелюдии....................................................63
2.3. Программные и танцевальные пьесы............................79
Глава 3. Фортепианные сюиты и произведения крупной формы
N
A.C. Аренского :.................................................101
3.1. Фортепианные сюиты A.C. Аренского..........................101
3.2. Особенности музыкального языка и анализ средств музыкальной выразительности Концерта для фортепиано с оркестром
ор. 2 и «Фантазии на темы Рябинина» ор. 48.......................109
Заключение............................................................139
Список литературы.....................................................144
Приложение............................................................155
ВВЕДЕНИЕ
з
Интерес к забытым страницам русской музыки является приметой сегодняшнего времени. Это относится к литературе, живописи, театру и, конечно, музыкальному искусству. Анализ творчества музыкантов, по той или иной причине утративших былую популярность, - одна из актуальных задач современного музыкознания. Это позволяет не только вновь привлечь внимание к незаслуженно забытым творениям прошлого, но и обогащает наши представления обо всем процессе становления музыкальной культуры эпохи, способствует более совершенной систематизации этого процесса.
Русская фортепианная музыка подарила миру целую плеяду замечательных композиторов, в творчестве которых слились воедино разнообразные стилевые течения. Нередко русских музыкантов оценивают в сопоставлении с западноевропейскими. Высказываются различные суждения о степени воздействия Ф. Шопена, Ф. Листа, Р. Шумана и др. на музыкальный язык П. Чайковского, А. Лядова, А. Аренского, А. Скрябина. Пожалуй, наиболее точно определил характер этого влияния Б. Асафьев: «...надо понять, что есть русские и Шуберт, и Гейне, и Шуман, и Гете, а не повторять о механических перемещениях из культуры в культуру» [13, с. 201]. A.C. Аренский является одной из наиболее интересных фигур, в которой можно выявить самые различные черты: его творчество органично вписывается в общеевропейский контекст и одновременно имеет яркие национальные черты.
Популярность А. Аренского при его жизни была поистине необыкновенной. Композиторский талант А. Аренского отмечали П. Чайковский, С. Танеев, Г. Конюс, Г. Ларош, Б. Асафьев и др. Свидетельством признания сочинений Аренского было обращение к ним многих известных исполнителей, в том числе таких выдающихся как С.Танеев, А. Зилоти, А.Есипова, П. Пабст, А. Гольденвейзер. К. Игумнов, Е. Бекман-Щербина. Неизменный успех сопутствовал концертам А. Аренского-пианиста и ансамблиста. Получила признание дирижёрская и педагогическая деятельность музыканта. Поис-
14
С особой теплотой к творчеству композитора относились Л. Гольденвейзер и К. Игумнов - ученики Аренского по классу композиции. Являясь тонкими интерпретаторами фортепианных сочинений A.C. Аренского, они сумели передать любовь к ним своим ученикам. Так, Г. Гинзбург (класс проф. Гольденвейзера) возродил на эстраде в 1969 году Концерт ор. 2, а в исполнении Т. Николаевой зазвучали прелюдии ор. 63 и пьеса «У фонтана».
А. и М. Готлибы (класс проф. Игумнова) исполнили и записали практически все сочинения, написанные Аренским для фортепианного ансамбля, а «Фантазия на темы Рябинина» известна широкому слушателю в превосходной интерпретации М. Гринберг, также воспитанницы класса Игумнова.
Важная причина популярности музыки Аренского в те годы - ее яркость, эмоциональная доходчивость. Ясность и эмоциональная открытость, чистота звучания, выразительность его музыкального языка были близки широкому кругу любителей музыки. Сочинения Антония Степановича можно было услышать не только в концертных залах, но и во многих фортепианных классах частных музыкальных школ и училищ РМО, на домашних вечерах, музыкальных собраниях, благотворительных концертах, устраиваемых любителями. Музыка Аренского была способна доставить эстетическое удовольствие как профессионалам, так и любителям.
Из писем А. Аренского к П. Юр1 «неону1, следует, что Аренский нередко писал музыку «на заказ», следуя вкусам и потребностям публики. И в этом нет ничего предосудительного. Еще Леопольд Моцарт наставлял своего сына: «Я рекомендую тебе во время твоей работы думать не только и не единственно о музыкальной, а также и о немузыкальной публике. Ты знаешь, что на десять истинных знатоков приходится сто невежд, так что не забывай и о так называемом populäre...» [59, с. 90-91]. Высоко ценил любителей за их бескорыстное отношение к музыке А. Шнабель; он много играл для них и вместе с ними. По его убеждению, подлинный любитель в своих представлениях и переживаниях нередко превосходит профессионала: «Далеко не каждый профессионал - художник и
1 А. Аренский - П. Юргенсону. Письма. ГЦММК им. М.И. Глинки. Ф 94, инв. №>.№ 1-150.
15
далеко не каждый профессионал - любитель» [167, с. 268]. С. Фейнберг подчеркивал, что проявление хотя бы минимальной творческой активности для любителя создает высокое нравственное удовлетворение, так как оно сопровождается чувством [148, с. 60]. И в этом смысле творчество Аренского открывало перед исполнителями разного уровня самые широкие возможности.
Представляется интересным выяснить, как звучали фортепианные сочинения A.C. Аренского в его время.
Начало артистического пути Аренского совпало с расцветом фортепианного исполнительства, представленного именами Н. Метнера, П. Пабста, А. Зи-лоти, В. Сафонова, А. Есиповой, Н Лаврова. В перечне пианистов той поры фигурируют представители различных школ и направлений, музыканты, очень разные и по масштабам, и по складу дарований. Однако при всем многообразии творческих индивидуальностей у них были и некоторые общие, типовые черты, позволяющие говорить о формировании определенного концертноисполнительского стиля эпохи.
Обращает на себя внимание значительная свобода, раскованность в использовании выразительных средств. Tempo rubato, агогическая нюансировка, контрасты динамики, эффекты звукоколористики - все это применялось в пределах весьма широких. В ходу были асинхронные басы; часто встречалась не лишенная известной экзальтации волнообразная фразировка; с некоторой вычурностью обрисовывались мотивные контуры; инструментальная мелодика порой изукрашивалась мелкими нюансами - «завитушками», заставляющими вспомнить об эстетике «рококо». По наблюдению Г. Цыпина [160, с. 17], в исполнении перемежались разного рода «замирания», люфтпаузы, чувствительные «придыхания», всплески страстей и прочие мелодраматические эффекты - так проявлялось намерение исполнителей достигнуть возможно большей выразительности, эмоциональной заостренности. Пианистам той поры был близок импровизационный характер игры. Культивировалось впечатление сиюминутного, рожденного вдохновенным порывом на эстраде,
- Київ+380960830922