Ви є тут

Клавирные сонаты Гайдна : К проблеме формирования жанра и эволюции стиля

Автор: 
Тропп Владимир Владимирович
Тип роботи: 
К проблеме формирования жанра и эволюции стиля
Рік: 
2001
Кількість сторінок: 
175
Артикул:
1000313750
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение...........................................2
Глава 1.
Клавирная соната в середине XVIII столетия.........9
Основные тенденции эволюции в сонатах Гайдна
в контексте влияний немецких школ..................25
Глава 2.
Гайдн. Сонаты раннего периода творчества
(до 1766)..........................................47
Сонаты периода «романтического кризиса»............67
Глава 3.
Сонаты 1776-81 годов................................90
Последние клавирные сонаты.........................119
Заключение.........................................144
Библиография.......................................150
Приложение^ Нумерация сонат Гайдна,................160
Приложение 2: Сонатные циклы Гайдна (состав
частей)............................................163
Приложение 3: И.Г.Ролле. Соната Еэ-биг, II часть 174
2
ВВЕДЕНИЕ
«Всегда богатый и неистощимый, всегда новый и поразительный, всегда значительный и величественный, даже когда он кажется смеющимся. Он поднял нашу музыку на ту ступень совершенства, которую мы не слышали до него.»1 Такой отзыв о Гайдне относится по справедливости ко всем жанрам его творчества и в самой большой степени - к его клавирным сонатам. Та ступень совершенства, на которую Гайдн поднимал основные инструментальные жанры классицизма - симфонии, квартеты - позволяла впоследствии называть его «отцом» этих жанров, рожденных вовсе не им. Следуя подобной аналогии, он в полной мере мог бы быть назван и «отцом кла-вирной сонаты».
К счастью, многочисленные сохранившиеся примеры обращения Гайдна к этому жанру представляют собой неистощимый кладезь всевозможных находок, открытий, разнообразнейших трактовок и изобретательных решений, открывающих самые разные пути для будущей истории клавирной сонаты.
Гайдновское разнообразие, щедрость его фантазии и экспериментов -беспредельны.2 Поэтому здесь можно найти прообразы многих типов сонат, воплотившихся в будущем у разных авторов.
Стилистические особенности в клавирных произведениях Гайдна являют собой множественность индивидуальных решений. Эта индивидуальность решений замечательным образом сочетается с ясностью, цельностью «классически» отточенных концепций жанра.
Таким образом, процесс формирования жанра клавирной сонаты - жанра, возможно, наиболее «плодоносящего» и изменчивого - в стадии его превращения в «классический» образец (и отвечающий именно классицистской
1 Цит. по: Eibner F. Preface. Critical notes// Haydn. Klavierstücke. Wien, 1975. Слова эти принадлежат Э.Герберу - автору музыкального словаря, вышедшего еще при жизни Гайдна.
2 В связи с этим любопытно, что имеется даже мнение об «эклектичности» творчества Гайдна (см.: Ripin Е.М. Haydn and the Keyboard Instruments of His Time// Haydn Studies. N.-Y. - L., 1981.)
фектацией Шоберта - важнейший источник, вдохновлявший юного Моцарта.)
Разумеется, столь привлекательные черты «штюрмерства» не могли не увлечь и ряд представителей как бы оппозиционных школ: так, Р.Лэндон пишет и о «венских штюрмерах» (ими были Ж.Б.Ванхал и К.д’Ордонец)35; своеобразное претворение различных -северогерманских и венских тенденций - можно найти в 12 сонатах Ф.В.Руста.36
При знакомстве же собственно с клавирными произведениями немецких мастеров явно выявляются два стилистических типа сонаты: условно эти линии можно назвать "лирической” и “штюрмерской”. Обе они по-разному отражают принцип импровизационности и свободы развития, спроецировав в новой стилистике также два полюса эпохи барокко - “галантный” и трагедийный, “лассионатный". Те или иные представители берлинской, чешской и саксонской школ предпочитают тот или иной тип; а иногда это сочетается в творчестве одного художника: таким, безусловно, является К.Ф.Э.Бах.
Более двухсот клавирных сонат, созданных К.Ф.Э.Бахом - это важнейший этап в истории жанра. Эволюция творчества К.Ф.Э.Баха идет скорее в сторону совершенствования мастерства, большей изысканности и оригинальности каждого сочинения. Нам трудно согласиться с мнением, что К.Ф.Э.Бах в позднем творчестве “уходит от классицистского пути к романтизму”37. В подобном определении сказывается, конечно, отношение к К.Ф.Э.Баху непременно с позиций предварения им классицизма. В своих принципах К.Ф.Э.Бах не явля-
35 Landon H.C.R. Haydn Piano Sonatas// Essays on the Vienesse Classical Style. P.8-9
36 Cm. : Reury M. Friedrich Wilhelm Rust (1739-1796). 12 Sonatas. Vladimir Pleshakov, piano: Аннотация к компакт-диску.
37 Мураталиева С.Г. Пути исторического развития сонаты в ХУШ веке.: Дисс...канд.иск. С. 64-69.
ется ни “недозревшим” до классицизма, ни “колеблющимся”. Его эстетика совершенно самостоятельна и выражает при этом отмеченные выше идеи целого направления. И в то же время именно он наиболее определенно ведет жанр к классицистским принципам драматического развития цикла и мотивной разработки.
При всем разнообразии, тем более широком благодаря огромной фантазийной стихии, столь характерной для творчества этого композитора, его сонатное творчество имеет яркую и определенную направленность. Итог его поисков, при всей их свободе - формирование драматической концепции сонатного цикла и принципов разработки.
В разных сборниках сонат, имевших различные предназначения, разрабатываются разные варианты трактовок жанра (сонаты “Прусские” и “Вюртембергские”, сонаты из “Опыта истинного искусства игры на клавире”, “Сонаты для дам”, “Сонаты для принцессы Амалии", 6 тетрадей сборника “Для знатоков и любителей”). Принципы объединения сонат в сборники совершенно различны: в одних случаях сонаты преследуют учебные цели (Приложение к «Опыту истинного искусства игры на клавире») - эти сонаты в наименьшей степени представляют собой единые циклы, в других превалирует изысканно-галантная тематика («Для дам»), в третьих - последовательно вырабатываются оригинальные композиторские приемы так, в "Сонатах для принцессы Амалии” обыгрываются измененные репризы. В сборнике, являющем наибольшую зрелость стиля К.Ф.Э.Баха - “Для знатоков и любителей” - сонаты соседствуют со свободными фантазиями и рондо, обнаруживая немало общих черт как с одним, так и с другим из этих жанров.