Ви є тут

Молодые национальные композиторские школы Востока как явление музыкального искусства XX века

Автор: 
Дрожжина Марина Николаевна
Тип роботи: 
Дис. д-ра искусствоведения
Рік: 
2005
Артикул:
172792
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
Введение...........................:..............................3
ЧАСТЬ I. ФЕНОМЕН МНК1П: ИСТОКИ, ПРОЦЕСС СТАНОВЛЕНИЯ,
ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ................................19
ГЛАВА 1. Онтологический аспект феномена МНКШ.................... 19
1.1. Художественная школа в каноническом искусстве..............19
1.2. Композиторская школа - базовая модель феномена МНКШ 35
1.3. Условия формирования, структура и типологическая характеристика.............................................. 54
ГЛАВА 2. Социокультурный аспект феномена МНКШ в контексте
проблемы «центр-периферия».....................................77
2.1. Распространение модели композиторского творчества и становление молодых национальных композиторских школ..........77
2.2. Структурная и функциональная роль МНКШ в системе национальной музыкальной культуры........................... 91
ЧАСТЬ П. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ТВОРЧЕСТВА
КОМПОЗИТОРОВ МНКШ: ВОПРОСЫ ИСТОРИИ И ТЕОРИИ ГЛАВА 1. Диалектика понятийной пары монодия-многоголосие как отражение сущностных параметров процесса формирования МНКШ.... 107
1.1. К проблеме монодия-многоголосие:
историко-теоретический аспект................................ 107
1.2. О роли восточной монодии в формировании специфики композиторского многоголосия...................................129
ГЛАВА 2. Процессы становления жанровой системы в условиях ее взаимодействия с традиционной восточной монодийной культурой 147
2.1. Принцип реконструкции жанровых моделей в контексте
проблемы «композитор-фольклор».................................147
2.2. Закономерности и основные этапы освоения европейской жанровой системы...............................................164
2.3. Музыкальная драма как пример формирования специфической жанровой модели................................................198
2.4. Симфоническая поэма: новый тип программности и его роль в реконструкции творческого метода..-............................211
Заключение......................................................228
Примечания......................................................233
Литература......................................................297
Приложения......................................................325
Мировое музыкальное искусство XX века как явление, к настоящему моменту уже состоявшееся, позволяет выделить наиболее характерные для его развития тенденции. При всем многообразии и интенсивности процессов, охвативших все сферы и уровни этого явления, можно предположить, что из них наиболее зримые, динамичные и типологически сопоставимые связаны с музыкальным профессионализмом композиторского типа.
В отличие от предыдущих этапов функционирования такого вида творчества, завершившееся столетие обладает принципиально новой особенностью - выходом композиторского профессионализма за пределы европейской культурно-исторической среды, породившей данный тип музыкально-творческой деятельности. При этом новизна ситуации обусловлена не собственно процессом подобного выхода (начало которому было положено в предшествующем XIX столетии), но фактом формирования нового культурно-художественного явления - национальных композиторских школ, функционирующих в контексте неевропейской традиционной монодийной культуры. Таким образом, молодые национальные композиторские школы Востока (далее МНКШ) представляют собой феномен, сложившийся к середине XX столетия в результате становления профессионализма композиторского типа в новых для него условиях.
Исследование процессов распространения европейской модели профессионального музыкального творчества - одна из актуальнейших проблем современного музыкознания. Сам факт утверждения на почве тради-ционально ориентированных неевропейских культур иной модели, ело-
Практически все исследователи канонического творчества подчеркивают многоступенчатость, длительность, трудоемкость обучения: овладение техническим мастерством в этом процессе - момент ответственный. При этом формирование профессиональных навыков не отделяется от воспитания эстетических и мировоззренческих установок. Так, музыкант-исполнитель обучается непосредственно в процессе общения с мастером-музыкантом, и это общение носит не формальный и не официальный характер56. К. Нкетия сообщает: «Здесь обучение мастерству исполнителя57 требует не механического усвоения технических навыков, а творческого, органичного овладения традициями, требует знания условий, в которых музыка создастся и исполняется» [224, с. 281]. Данное обстоятельство напоминает о том, что зоной «исторической» реальности представлен важнейший элемент структуры онтологического пространства искусства, так как в его пределах не только обеспечивается непрерывность традиции и оттачивается мастерство. Именно здесь в процессе обучения формируется потенциал, выводящий вектор развития за пределы движения во времени и направляющий его на освоение пространства.
В связи с этим возникает необходимость выявления специфики отмеченного потенциала: его движущих сил, их характера и направления. Симптоматично, что в представленном процессе «выучки» просматривается действие «принципа максимума информации»53, согласно которому в процессе деятельности (в том числе научения, поведения, решения задач) система выбирает такие реакции, которые обеспечивают максимум средней взаимной информации с заданными условиями среды - стимулами. Несомненно, этот момент требует серьезного специального анализа, выходящего за рамки исследования. В контексте же настоящей проблематики необходимо подчеркнуть, что именно выяснение действия данного принципа в определенной степени может объяснить механизм формирования вариантов в условиях единой канонической системы. Речь идет о тех региональных или обусловленных индивидуальными особенностями преподавания и личности учителя различи-